1. Главная
  2. Публикации
  3. Санкции
  4. Обзор по санкциям США в отношении РФ

Обзор по санкциям США в отношении РФ

В марте 2014 года Президент США объявил чрезвычайную ситуацию в стране в связи с угрозой, возникшей вследствие действий РФ на территории Украины. В 2014 году США были приняты четыре Директивы, устанавливающие ряд санкций против лиц, ответственных за действия на Украине, против организаций, функционирующих в определенных секторах экономики России, а также санкции в отношении экономических связей с территорией Крыма. В данные Директивы неоднократно вносились изменения. Последние изменения были внесены в октябре 2017 года.

Таким образом, санкции, введенные США против России, подразделяются на три категории:

  1. Персональные санкции против отдельных физических и юридических лиц;
  2. Секторальные санкции против компаний, функционирующих в определенных секторах экономики;
  3. Запрет на инвестиции, импорт и экспорт товаров, технологий и услуг в Крым и из Крыма.
    США ведет санкционные списки физических и юридических лиц, на которых распространяются персональные и секторальные санкции. Данные списки периодически дополняются. Последние изменения в санкционные списки лиц, на которых распространяются секторальные и персональные санкции, были введены 26 нваря 2018 года.

Персональные санкции

Сделки, связанные с передачей, оплатой, экспортом или иными операциями с имуществом или имущественными правами лиц, находящихся в утвержденном санкционном списке, а также организаций, в которых данные лица владеют более 50% долей, запрещены.

Секторальные санкции

Гражданам и юридическим лицам США запрещено вступать в определенные четырьмя Директивами сделки с компаниями, функционирующими в определенных секторах российской экономики. Запрещенные сделки включают сделки по финансированию компаний и предоставлению займов на срок, превышающий установленный Директивами.

Запрет на инвестиции и торговое эмбарго

Запрещены следующие сделки с участием Крыма:

  1. Инвестиции в Крым гражданами США, где бы они ни находились;
  2. Ввоз в США любых товаров, услуг или технологий из Крыма;
  3. Экспорт, реэкспорт, продажа или поставка из США или гражданами США, независимо от их места нахождения, любых товаров, услуг или технологий из Крыма или в Крым;
  4. Любое одобрение, финансирование, упрощение или гарантия со стороны граждан США, независимо от их места нахождения, сделок с участием иностранных граждан, заключение которых запрещено США
.

Новеллы санкционной политики США в 2017 году

2 августа 2017 года Президент США подписал закон о санкциях против России (HR 3364). Закон затрагивает широкий круг компаний, функционирующих, в том числе, в энергетическом секторе, добывающей промышленности и в области финансовых услуг. В виду широкого характера санкций они могут оказывать влияние на предполагаемые сделки с участием российских физических лиц. Ниже описаны основные особенности нового закона.

Существующие на момент подписания закона персональные санкции, которые вводились еще администрацией Барака Обамы, кодифицированы и продолжают действовать. Закон запрещает заключать сделки с лицами, против которых введены персональные санкции, без разрешения Министерства финансов США. Действующие на момент подписания закона секторальные санкции, затрагивающие сферу финансовых услуг, энергетику, сектор обороны, а также сферу
добычи нефти, расширены. Закон запрещает финансирование компаний, включенных в список секторальных санкций, а также предоставление займов этим компаниям на срок, превышающий установленный законом.

В законе также отмечено, что российские государственные компании, работающие в железнодорожном секторе, секторе металлов и добывающейпромышленности, могут также попасть под санкции. Однако на официальном сайте
Министерства финансов США Отдел контроля иностранных активов подчеркивает, что введение санкций против указанных компаний не является требованием закона, а поддержание связи с партнерами в условиях санкций важно для правительства США. В связи с этим, введение санкций против компаний, работающих в указанных выше
секторах, представляется маловероятным.

Существенной новеллой санкционной политики США стало то, что нефтяные проекты, связанные с глубоководной разведкой и добычей, разведкой и добычей на арктическом шельфе, а также сланцевые проекты, в которых лицо, включенное в санкционный список, владеет 33% доли или более, также попадают под санкции.  Обычно Министерство финансов США устанавливает порог в 50% владения или более. Следует отметить, что речь идет о новых проектах, инициированных после 29 января 2018 года. Ранее ограничения касались некоторых аналогичных проектов, осуществляемых на территории России или в российских территориальных водах. Сейчас же место осуществления проекта не влияет на применимость ограничений, если какое-либо лицо из санкционного списка владеет долей, превышающей установленный новым законом порог. Отдел контроля иностранных активов Минфина США отмечает, что ограничения не применяются к предоставлению финансовых услуг.

Закон устанавливает ограничения на использование американских корреспондентских счетов иностранными финансовыми организациями, которые вовлечены в крупные сделки в области некоторых видов деятельности, связанных с оружием и энергетикой, или способствуют заключению таких сделок лицами, попадающими в санкционные списки. Ранее такие ограничения могли вводиться по усмотрению американских властей, сейчас же эти ограничения обрели императивный характер. Закон позволяет вводить санкции против лиц, инвестирующих в российские экспортные энергетические трубопроводы. Подобные санкции не будут применяться к инвестициям и займам, осуществленным до 2 августа 2017 года. Санкции также не подлежат применению к инвестициям и иной деятельности, относящейся к ремонту и техническому обслуживанию трубопроводов, построенных до 2 августа 2017 года. Госдеп также отмечает, что будет стараться избегать возникновения ущерба в энергетической сфере партнеров США и угрозы здоровья и безопасности населения при решении вопроса о введении санкций. Кроме того, санкции могут вводиться против лиц, сознательно вступающих в «крупные сделки» с лицами, функционирующими в российском секторе обороны и разведки. Данные санкции применимы к сделкам, заключаемым после 2 августа 2017 года. Руководство по применению таких санкций, разработанное Госдепом, отмечает, что не все фактически крупные сделки будут признаваться таковыми для целей санкционной политики. Руководство также содержит список соответствующих
российский компаний. Однако включение компаний в этот список не означает автоматическое введение санкций против них. Госдеп будет оценивать сделки поиразличным факторам, таким как влияние сделки на национальную безопасность и внешнеполитические интересы США, характер и масштаб сделки, степень связи сделки с российским сектором обороны и разведки.

Закон также расширил круг лиц, на которых распространяются штрафы за намеренное заключение сделок с российскими лицами, включенными в санкционный список. Теперь штраф может быть наложен и на иностранных граждан, которые нарушают санкционный режим в отношении российских лиц. К тому же, закон позволяет вводить санкции против лиц, подрывающих кибербезопасность США  или нарушающих права человека. Санкции могут
вводиться против лиц, которые делают инвестиции, способствующие приватизации государственных компании России, выгоду от которой получают должностные лица России. Санкции также могут быть введены в отношении лиц, которые поставляли оружие в Сирию.

«Кремлевский доклад»

29 января 2018 года Секретариат Казначейства выпустил доклад, в котором перечислены высокопоставленные политики и олигархи. В список включены 43 персоны, входящие в состав администрации Президента РФ, 31 персона из министерского аппарата Правительства РФ, 40 иных высокопоставленных политических лидера, а также 96 олигархов, состояние которых оценивается в 1 миллиард долларов и более. Неопубликованная (засекреченная) часть доклада может содержать список лиц, занимающих более низкие должности по сравнению с перечисленными чиновниками и политиками, а также лиц, чье состояние оценивается в размере менее 1 миллиарда долларов. Неопубликованным также остается список так называемых «квази-государственных» компаний (т.е. имеющих долю государства более 25% и выручку по состоянию на 2016 год более 2 миллиардов долларов). Разработка доклада является требованием Закона США о противодействии противникам Америки посредством санкций. Как указано в самом докладе, сам по себе он не представляет собой санкционный список, а включение в доклад лиц не должно толковаться как введение санкций против этих лиц. Также включение лиц в доклад не означает, что эти лица определены как попадающие под критерии какой-либо санкционной программы, не влечет каких-либо ограничений или запретов во взаимодействии американских граждан и компаний с этими лицами.

Апрельские санкции в 2018 году

6 апреля 2018 г. Минфин США наложил первые санкции 18 на российских политиков и бизнесменов, часть которых уже фигурировала в «кремлевском докладе». В новом списке SDN (Specially Designated Nationals) числится 7 бизнесменов, 17
чиновников и 15 компаний. На каждое лицо приводится краткая информация, указывающая на причины включения в санкционный список. Бизнесмены, попавшие в список: основной владелец Rusal Олег Дерипаска, владелец «Реновы» Виктор Вексельберг, предправления ВТБ Андрей Костин, предправления «Газпрома» Алексей Миллер, предправления Газпромбанка Андрей Акимов, сенатор и бизнесмен Сулейман Керимов, глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов. Санкции были наложены и на имеющие отношение к вышеуказанным бизнесменам юридические лица: агрохолдинг «Кубань» (входит в «Базовый элемент» Олега Дерипаски), «Базовый элемент», группа компаний «Ренова», B-Finance Limited, En+, ГАЗ, «Газпром бурение», ОАО «Евросибэнерго», «Рособоронэкспорт», Rusal plc, Gallistica Diamante, «Ладога менеджмент, «Русские машины», банк «Российская финансовая корпорация» и NPV Engineering. Также в список были включены и следующие российские чиновники: глава МВД Владимир Колокольцев, директор Росгвардии Виктор Золотов, руководитель Роскомнадзора Александр Жаров, секретарь СБ РФ Николай Патрушев, директор Российского института стратегических исследований Михаил Фрадков и др. Санкционные меры вводятся в соответствии с Законом о противодействии противникам США при помощи санкций (CAATS), а также Указов (Executive Order)
Президента США 13661, 13662 и 13582, и включение в SDN-список влечет следующие последствия:

  • Средства, собственность, недвижимость, банковские счета, доли в компаниях или ценные бумаги, расположенные на территории США, которые принадлежат физическим или юридическим лицам из санкционного списка, замораживаются;
  • До отмены санкций данные лица не смогут распорядиться этими активами;
  • Юридическим или физическим лицам из США запрещено осуществлять какие-либо операции с лицами из SDN-списка;
  • При этом Управление по контролю над иностранными активами Минфина США опубликовало две «общие лицензии» для минимизации возможных потерь от резкого прекращения коммерческих отношений с лицами из
    санкционного списка. До 5 июня 2018 г. американцы и местные компании должны прекратить все операции, контракты и соглашения с теми, кто находится под санкциями. При этом все платежи должны переводиться на специальный счет в банке США. В течение 10 рабочих дней после истечения этого срока американские граждане и компании должны предоставить детальный отчет в Минфин США о каждой такой операции,
    сделке и контракте. Причем в отношении EN+, ГАЗ и Русала предусмотрен сокращенный срок – до 7 мая – для выхода американских граждан и компаний из их капитала и продажу долговых инструментов.
  • Также для этого санкционного режима специально предусмотрено, что контрагенты не из США, которые при всей осведомленности осуществляют операции в интересах или от имени лиц из санкционного
    списка, могут также подпасть под санкции.

* * *

Если у Вас есть какие-либо вопросы в отношении любого аспекта нашего заключения, пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы будем рады обсудить Ваши вопросы.

+7 (495) 649-87-12