1. Главная
  2. Публикации
  3. Обзоры законодательства
  4. Обзор изменений законодательства за февраль - май 2016 г.

Обзор изменений законодательства за февраль - май 2016 г.

8 июля 2016
1784

Гражданское право


Пленум указал, что к отношениям, связанным с причинением вреда на этапе проведения переговоров применяются нормы о деликтной ответственности. Исключением является случай, когда сторонами заключено соглашение о ведении переговоров.

Кредитор вправе требовать исполнения в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Кредитор не вправе требовать, если исполнение объективно невозможно или будет противоречить закону.

Пленумом разъяснены основания, основные принципы и порядок определения размера судебной неустойки ( астрента)

Размер процентов по ст. 395 ГК РФ определяется существующими в месте жительства ( месте нахождения) кредитора средними ставками банковского процента по вкладам. Однако стороны вправе установить иной процент в договоре. Данные о процентах публикуются на сайте Банка России или в “Вестнике Банка России”. Сумма процентов рассчитывается на основании справки одного из ведущих банков, если публикации отсутствуют.

Подробнее определен порядок назначения и исчисления неустойки. В соответствие с правилами ст. 333 ГК РФ, если размер неустойки явно не соответствует действительным потерям стороны, суд вправе уменьшить размер неустойки. В предпринимательских отношениях уменьшение неустойки возможно только по заявлению должника.

Правила о снижении неустойки или уменьшении процента не применяются при взыскании процентов по 317,1 ГК РФ. Правила о снижении процента п.6 ст. 395 не применяются при уменьшении неустойки, установленной за нарушение неденежного обязательства.

Судебный акт:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7
2 Президиум Верховного суда утвердил обзор судебной практики по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации

Необходимость обобщения судебной практики связана с появлением ряда новелл в ГК РФ. Добавлены новые способы защиты нематериальных благ. Новая редакции исключает применение нормы о компенсации морального вреда за действия, которые повлекли негативные последствия для юридического лица.
В соответствие с позицией Президиума ВС РФ:

Содержащиеся в оспариваемых высказываниях оценочные суждения, мнения, убеждения являются предметом судебной защиты, только если они носят оскорбительный характер

Обозначены рамки допустимой критики в отношении должностных лиц ( они шире чем в отношении граждан)

Правонарушитель вправе доказывать, что сведения соответствуют реальности ( в таком случае он освобождается от ответственности)

Решен вопрос об ответственности СМИ за распространение сведений, которые были воспроизведены из другого источника. В данном случае ответственность возникает только в случае недобросовестности СМИ, то есть знания о несоответствие сведений действительности

Установлены критерии определения суммы компенсации морального вреда, в том числе способ, длительность распространения недостоверных сведений, степень их влияния на формирование негативного общественного мнения, возраст и состояние здоровья потерпевшего. В определенных случаях может учитываться показатель уровня жизни населения в регионе.

Судебный акт:
Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.)
3 Конституционный суд выявил неконституционность в переходных положениях, касающихся новых правил исчисления срока исковой давности

Согласно новой редакции по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства

Если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока, предоставляемого для исполнения требования
При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать 10 лет со дня возникновения обязательства

На такие требования распространяется и новое правило о том, что срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня возникновения

Указанное положение придает новым нормам обратную силу и лишает кредиторов по обязательствам, возникшим еще до вступления поправок в силу, права на судебную защиту

В данном аспекте данное переходное положение было признано неконституционным

Судебный акт: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2016 г. N 3-П

Корпоративное право


Установлены основания, условия и способы проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ

С 1 января 2016 года действует норма о возможности в случае возникновения обоснованных сомнений проведения проверки на предмет достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ

Проверка осуществляется государственным органом в связи с появлением возражений у заинтересованного лица (например, госрегистрация устава или внесения сведений в реестр)

В связи с этим были закреплены условия, основания и способы проведения проверки

Нормативный акт:
Приказ Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@
2 Уточнен порядок раскрытия иностранным инвестором информации о совершении сделок с акциями ( долями) обществ, имеющих стратегическое значение

В ноябре 2014 были внесены изменения в Закон об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства

Действие закона было распространено на сделки с имуществом, составляющим 25% и более балансовой стоимости активов стратегических предприятий

Вносятся изменения в правила представления иностранным инвестором ( или группой лиц с участием инвестора) информации:

Правила о “раскрытии” распространяются на сделки, иные действия, подлежащие предварительному согласованию

Информация представляется иностранным инвестором в уполномоченный орган в течение 45 дней с момента совершения сделки
К уведомлению прилагается документ, содержащий сведения о составе группы лиц, в которую входит заявитель, а также сведения об участии заявителя в соглашениях, которые могут оказать существенное влияние на деятельность хозяйственного общества

Нормативный акт:
Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2016 г. N 382 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 г. N 795"
3 Даны разъяснения по поводу порядка раскрытия годовой бухгалтерской отчетности юридическими лицами

Теперь, отчетность раскрывается путем опубликования ее текста на специальной странице в Интернете в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения о достоверности сведений, но не позднее трех дней с даты истечения срока предоставления обязательного экземпляра

Обязательный экземпляр отправляется не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода

В соответствие с новым порядком отчетность АО за 2015 г. подлежит размещению на странице вместе с аудиторским заключением не позднее 4 апреля 2016 г

Источник:
Информационное письмо Банка России от 30 марта 2016 г. N ИН-06-52/17 "О некоторых вопросах, связанных с раскрытием акционерными обществами годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год"
4 Скорректированы формы подачи документов для регистрации юрлиц, ИП и КФХ

Новые правила призваны скорректировать Приказ ФНС России об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган

Нормативный акт:
Приказ Федеральной налоговой службы от 25 мая 2016 г. N ММВ-7-14/333@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@

Недвижимость и земельное право


1 Верховным судом подтверждено право сносить самовольные постройки в административном порядке

Установленный актом Правительства Москвы административно-внесудебный порядок сноса самовольных построек вызвал огромный резонанс в сфере предпринимательства. Несколько организаций требовали признать данный акт недействительным

Позиция Верховного суда РФ:
Постановление принято в пределах компетенции Правительства Москвы

Госорганы уполномочены проводить мероприятия по выявлению нецелевого использования земель: определять организационные меры по сносу строений, созданных на участках, предоставленных для иных целей, а также формировать список самовольных построек

Решение о сносе может также быть принято в случае возведения ее на участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот участок расположен в зоне с особыми условиями использования или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей

Регистрация права собственности не препятствует признанию построек самовольными и их сносу

Судебный акт:
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 апреля 2016 г. N 5-АПГ16-12
2 Вступает в силу закон о “Дальневосточном гектаре”

Установлен новый порядок предоставления земельных участков в Дальневосточном федеральном округе

Теперь, гражданин имеет право однократно получить в безвозмездное пользование участок площадью до 1 га на 5 лет для ведения любой не запрещенной законом деятельности
По окончании данного срока участок может быть обращен в собственность, на него может быть установлена аренда

Детально урегулирован порядок заключения договора о предоставлении участка. В случае смерти гражданина, его права переходят к наследнику в порядке правопреемства

Кроме того, установлены обязанности органов госвласти и местного самоуправления по содействию в обустройстве и развитии новых территорий

Нормативный акт:
Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ

Предпринимательское право


Изменения в области участия малого и среднего бизнеса в закупках госкомпаний
1 Изменения порядка участия малого и среднего бизнеса в госзакупках
Планируется не учитывать при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками, закупки госкомпаниями, по результатам которых заключаются на срок более 5 лет договоры, предусматривающие финансирование, проектирование, разработку рабочей документации и строительство, эксплуатацию, включая содержание, ремонт автодорог при условии привлечения к исполнению обязательств субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего бизнеса

Однако, соглашения, заключенные в целях исполнения данных договоров при расчете годового объема закупок будут учитываться

Нормативный акт:
Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2016 г. N 342 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352"
2 Изменен порядок госзакупок медицинских изделий иностранного происхождения

На данный момент законодательство обзывает заказчика отклонить заявление, в случае если подано не менее 2 заявок о поставке медицинских изделий разного вида, от разных поставщиков из стран ЕАЭС,

Новый порядок предусматривает возможность закупки иностранных медизделий, если поданные заявки содержат предложения о поставке изделий отечественных производителей, входящих в одну группу лиц

Нормативный акт:
Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2016 г. N 337 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102"

Антимонопольное право


1 Обобщена судебная практика по делам о защите конкуренции

В соответствие с позицией Президиума ВС РФ:

Теперь, предупреждение антимонопольного органа о нарушении законодательства может быть оспорено в судебном порядке, однако сам акт проверки не может быть оспорен

Организация может быть признана занимающей доминирующее положение даже при отсутствии лицензии

Наличие антиконкурентного соглашения может быть установлено при отсутствии договора, с учетом фактического поведения хозяйствующих субъектов

Определено что предписание антимонопольного органа, обязывающее организацию провести открытые торги на право заключить договор является незаконным, так как это вмешательство в хозяйственную деятельность организации

Установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное предоставление информации по требованию антимонопольного органа

Судебный акт:
Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.)

Конституционное право


1 Проверена конституционность платы, взимаемой с автовладельцев в системе “Платон”

Плата была введена с 15.11.2015 и взимается с владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автодорогам.

В соответствие с позицией КС РФ:
Плата не является налогом
Взимание платы наряду с транспортным налогом и акцизами к двойному налогообложению не приводит
Правительство РФ управомочено определять размер платы
Размер платы, тем не менее, не должен быть слишком обременительным для водителей
Не допускается увеличение размера платы без указания в законе
Штраф установленный за нарушения правил “Платона” налагается только при наличии вины владельца ТС

Судебный акт:
Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2016 г. N 14-П
2 Конституционный суд РФ подтвердил законность взносов на капремонт

Предметом рассмотрения КС РФ стали нормы, закрепляющие обязанность осуществлять взносы на капремонт, а также последующего формирования фонда капремонта.

В соответствие с позицией КС РФ:

Обязанность жильцов делать взносы на капремонт соответствует Конституции РФ

Взносы на капремонт не являются налогом или сбором, т. к. не обладают всеми характерными для них признаками.
Платежи на капремонт имеют целевое назначение и осуществляются в интересах самих жильцов. Целесообразность подобных взносов оправдана необходимостью поддержания домов в надлежащем состоянии и предотвращения причинения вреда собственникам

Собственники сами определяют способ формирования фонда. В случае если решение о формировании не было принято в срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда на счете регионального оператора.

Судебный акт:
Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы"
Установлен максимальный срок внесения законопроекта, необходимого для устранения пробела в связи с признанием КС РФ неконституционных определенных законов.

В случае если решением КС РФ признаны неконституционными закон, в связи с чем возникает необходимость устранения пробела правового регулирования, то новый законопроект, вносящий изменения в неконституционный закон, вносится в Правительство в срок не позднее 3 месяцев со дня официального опубликования решения КС РФ.

Нормативный акт:
Постановление Правительства РФ от 05.02.2016 г. № 73 «О внесении изменения в Регламент Правительства Российской Федерации».

Госзакупки и предпринимательское право


1 Упрощенный порядок приема в гражданство для иностранцев и лиц без гражданства, являющихся ИП и инвесторами

Уточнены критерии приема в гражданство России в упрощенном порядке иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся ИП и инвесторами

Введено дополнительное условие приема в российское гражданство лиц, осуществляющих трудовую деятельность в России непрерывно не менее 3 лет

Для ИП таким критерием является сумма ежегодно уплачиваемых ими налогов не менее 1 млн руб. в течение 3 лет исходя из предполагаемой выручки 10 млн руб.

Утверждены полномочия ФМС России, позволяющие получать соответствующие сведения в федеральных органах исполнительной власти

Нормативный акт:
Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
2 Запрещена государственная поддержка офшорных компаний
В соответствие с поправкой запрещено оказывать поддержку офшорным компаниям в виде субсидий и бюджетных инвестиций. Запрещено выдавать гарантии таким компаниям

Исключение может быть сделано с целью поддержки экспорта промышленной продукции

При получении субсидий запрещено конвертировать денежные средства в иностранную валюту

Нормативный акт:
Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"

Административное право


1 Закрепление видеозаписей, полученных с помощью видеорегистратора в качестве доказательств по делу об административном правонарушении.

К доказательствам такого типа законодатель относит материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи

Теперь указанные материалы относятся к числу доказательств по делу об административных правонарушениях императивно, вне зависимости от признания их таковыми судом

Нормативный акт:
Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 114-ФЗ "О внесении изменения в статью 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части обязательности отнесения материалов фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи к доказательствам по делу об административном правонарушении"
2 Дополнены положения об административной ответственности за подкуп за рубежом

Теперь, ответственность предусмотрена не только за незаконное вознаграждение на территории России, но и за ее пределами

Выделены основные случаи привлечения к ответственности за подкуп за рубежом:

Подкуп направлен против интересов нашей страны

Юрлицо не должно быть привлечено к ответственности в иностранном государстве

Поправки также предусматривают привлечение к административной ответственности на общих основаниях иностранного юрлица за подкуп, совершенный за рубежом и направленный против интересов России

Нормативный акт:
Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
3 Издан указ об упразднении Росфиннадзора

Идея реформирования связана с тем, чтобы сделать более компактной систему финансово-контрольных органов, которые входят в структуру министерства финансов.

Функции Росфиннадзора будут распределены между структурами, выполняющими смежные полномочия. Надзор в финансово-бюджетной сфере, внешний контроль качества работы аудиторских организаций будет осуществлять Федеральное казначейство. Валютный контроль переходит в ведение ФТС России и ФНС России.

Данные органы в рамках перешедших полномочий являются правопреемниками Службы
Нормативный акт:
Указ Президента РФ от 2 февраля 2016 г. N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере"

Технологии, медиа и телекоммуникации


1 Правительством учреждено Агентство по технологическому развитию

Автономная некоммерческая организация "Агентство по технологическому развитию” включает наблюдательный совет, в ее состав также входят представители федеральных органов исполнительной власти, общественных и экспертных организаций, а также институтов развития

Основной целью новой структуры будет развитие высокотехнологичного производства в российской промышленности, способствование внедрению современных отечественных и иностранных технологий в российский бизнес, а также поддержка отечественных производителей в получении патентов и заключении лицензионных соглашений

Нормативный акт:
Распоряжение Правительства России от 26 мая 2016 г. N 1017-р

Финансовое право


1 Предлагается увеличить количество случаев, когда ЦБ РФ может затребовать базы данных у банков.

Резервные копии электронных баз данных ЦБ РФ сможет затребовать у кредитной организации в случаях:

введение в соответствии со статьей 74 ФЗ "О Центральном банке РФ «ограничения на осуществление кредитной организацией отдельных операций и (или) запрета на осуществление отдельных банковских операций

введение в соответствии со статьей 48 ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических ли

возникновение оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации

Нормативный акт:
Федеральный закон от 05.04.2016 N 88-ФЗ

ЦБ РФ разработал новый порядок раскрытия информации профессиональными участниками рынка ценных бумаг на своем сайте в сети Интернет

Порядок раскрытия информации предусматривает список сведений, обязательных для раскрытия и список информации, раскрывать которую рекомендуется

Профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны исполнить указанные требования в течение трех месяцев после дня его вступления в силу

Нормативный акт:
Указание Банка России от 28.12.2015 г. № 3921-У
ЦБ РФ утвердил новое положение о раскрытии информации проф. участниками РЦБ

Валютное право


1 Изменения в области валютных займов госкорпораций

Из закона о некоммерческих организациях исключены положения об установлении Правительством РФ порядка принятия решений госкорпораций и госкомпаний о заимствованиях в иностранной валюте

Данное решение было принято в результате анализа сектора внешних заимствований, в результате чего был сделан вывод о незначительной доле госкорпораций и госкомпаний в структуре внешнего долга

Нормативный акт:
Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 82-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”

2 Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства

Теперь к административной ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования можно привлечь в течение двух лет

Данное изменение призвано обеспечить законность и уменьшить количество случаев уклонения от административной ответственности

Судебный акт:
Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 89-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования"

3 Скорректированы санкции за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату валюты при несостоявшемся импорте

Теперь, соответствующее правонарушение наказывается административным штрафом. Для должностных и юридических лиц в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы средств, возвращенных в Россию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата и (или) в размере от 3/4 до 1 размера невозвращенной суммы

Расчет административного штрафа производится исходя из размера ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала на период просрочки

Нормативный акт:
Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 30-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

4 Изменены сроки давности привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства
Теперь к административной ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования можно привлечь в течение двух лет

Данное изменение призвано обеспечить законность и уменьшить количество случаев уклонения от административной ответственности

Судебный акт:
Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 89-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования"

Налоговое право


1 Изменен перечень сведений, относящихся к налоговой тайне

Теперь, налогоплательщику дана возможность снять режим налоговой тайны со всех или с части сведений о нем как о налогоплательщике, сделав их общедоступными

Рассекречена информация о среднесписочной численности работников организации; о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности

Часть сведений решено размещать в форме открытых данных на сайте ФНС России

Исключением, являются сведения, составляющие государственную тайну

Нормативный акт:
Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации”
2 Изменения в НК РФ в части налогового администрирования и мониторинга, электронного документооборота и обжалования актов налоговиков

Изменения коснулись электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами

Усовершенствован и уточнен порядок предоставления документов в налоговые органы в электронной форме

Теперь в случае неисполнения обязанностей по получению от налоговых органов документов в электронном виде, возможно приостановление операций по счету.

Кроме того, в случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено в случае предоставления лицом, подавшим жалобу, банковской гарантии уплаты налога (сбора, пеней, штрафа), неуплаченных по обжалуемому решению

Нормативный акт:
Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 130-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
3 Изменен порядок предоставления информации иностранными юридическими лицами-собственниками налогооблагаемой недвижимости

Теперь, иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юрлица, которые имеют в собственности недвижимость, облагаемой налогом на имущество, обязаны сообщать в инспекцию о своих участниках.

Раскрываемые сведения коснутся состава учредителей, участников, бенефициаров и управляющих

Установлен порядок и формат предоставления таких сведений

Нормативный акт:
Приказ Федеральной налоговой службы от 28.01.2016 N ММВ-7-14/41@

4 Установлена форма форма заявления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом России

НК РФ предусматривает, что для целей исчисления налога на прибыль организаций иностранная организация вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом России по своему выбору

В целях обеспечения данного права установлена форма заявления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом

Нормативный акт:
Приказ Федеральной налоговой службы от 23 декабря 2015 г. N ММВ-7-17/595@
Утверждены правила уплаты утилизационного сбора за самоходную технику.

Правилами утверждается порядок взимания, исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора за самоходные машины и (или) прицепы к ним, которые ввозятся в РФ или производятся, изготавливаются в РФ и в отношении которых требуется уплата утилизационного сбора.

Плательщиками сбора являются лица: осуществляющие ввоз транспортных средств РФ, производство, изготовление транспортных средств на территории РФ, приобретших транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора или у лиц, не уплативших утилизационного сбора.
Нормативный акт:
Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 г. № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»(вместе с «Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора»

Отсрочка допустима, если не удается обнаружить у должника имущество, за счет которого можно покрыть расходы по делу о банкротстве.

6 ФНС вправе отложить подачу заявления до получения сведений о такой собственности, но не более чем на 1,5 года.

Нормативный акт:
Постановление Правительства РФ от 20.01.2016 г. № 17 «О внесении изменений в Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
ФНС может на полтора года отложить подачу заявления о признания гражданина банкротом.

7 Кредиты, полученные от независимых с заемщиком банков не подвергаются действию правил тонкой капитализации

В понятие "контролируемая задолженность" включены долговые обязательства между взаимозависимыми лицами

Установлены случаи, когда непогашенная задолженность не признается контролируемой

В определенных случаях контролируемая задолженность может устанавливаться по усмотрению суда

Нормативный акт:
Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 25-ФЗ "О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности"

Торговое и таможенное право


1 Даны новые разъяснения по таможенному законодательству

Определены общие принципы и акты, регулирующие таможенные отношения

Коллизионный приоритет права ЕАЭС

Вопросы оценки ввозимых товаров для таможенных целей

Установлена презумпция достоверности представленной декларантом информации

Даны разъяснения относительно сроков направления требования об уплате таможенных платежей

Судебный акт:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 г. N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства"
2 Сокращен перечень “санкционных” товаров

Правительством разрешен импорт ряда продуктов, необходимых для производства детского питания

Целевое назначение товаров, а также объем ввоза, указанной продукции устанавливается Минсельхозом РФ

Судебный акт:
Постановление Правительства РФ от 27 мая 2016 г. N 472 "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778"
3 Ратификация соглашения о свободной торговле с Вьетнамом

Ратифицировано Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом и протоколов между Россией и Вьетнамом к нему
Теперь, как прогнозируется, ставки таможенных пошлин на большинство товарных позиций будут снижены или обнулены

Однако, стороны сохранят тарифную защиту в размере ставки режима наибольшего благоприятствования по ряду наиболее чувствительных товарных позиций

Нормативный акт:
Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 120-ФЗ "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, Протокола N 1 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, и Протокола N 2 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны"

Процессуальное право


1 Участники арбитражного процесса смогут участвовать в судебном заседании с помощью систем видеоконференц-связи в судах общей юрисдикции

Внесены изменения в АПК РФ, которые коснулись применения судами систем видеоконференц-связи

Теперь лица, участвующие в деле, а также иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования видеоконференц связи

Такая возможность может быть использована посредством направления заявления и предоставляется при наличии технической возможности

Нормативный акт:
Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в статьи 153.1 и 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
2 Изменения в порядке привлечения судей к дисциплинарной ответственности

В связи с принятием нового постановления, предыдущие разъяснения, которые были даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, утрачивают силу

В соответствие с позицией ВС РФ:

Судья не может быть привлечен к ответственности за выраженное им при отправлении правосудия мнение или принятое решение.

Исключением является вынесение заведомо неправосудного решение или преступное злоупотребление своими полномочиями

Кроме того, судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного судебного акта в результате судебной ошибки ( которая не связана с вышеперечисленными злоупотреблениями)

Среди видов дисциплинарных взысканий, применяемых к судьям Пленум выделяет: замечание, предупреждение, досрочное прекращение полномочий

При этом, необходимо учитывать характер проступка, обстоятельства, степень нарушения и форму вины судьи. Досрочное прекращение полномочий может применяться лишь в исключительных случаях.
Судебный акт:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. N 13 "О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей"
3 Введена упрощенная форма производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций

Ранее административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматривались районными судами в порядке административного искового производства

Ввиду того, что многие из дел данного типа не требуют проведения развернутого судопроизводства, законодателем была введена упрощенная форма.

Дела данной категории теперь будут рассматриваться мировыми судьями в порядке приказного судопроизводства

Нормативный акт:
Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

4 Пленум Верховного Суда РФ выдал новые разъяснения по вопросам компенсации за нарушение прав на рассмотрение дела в разумный срок

Пленум разъяснил, что удовлетворение требования данного характера лишает лицо права требовать компенсации морального вреда за указанные нарушения

Пленум подчеркнул неотчуждаемый характер права на судопроизводство и исполнение судебного акта в разумный срок

Кроме того, в постановлении описаны категории требований, на которые право требовать компенсации распространяется, а также те случаи, к которым данный закон не применяется
Судебный акт:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
5 Признаны неконституционными некоторые положения закона об исполнительном производстве

Признаны неконституционными положения Закона об исполнительном производстве, в соответствии с которыми после перерыва течения срока предъявления исполнительного документа к исполнению, течение срока начиналось сначала

Указанный недостаток законодательства ставил длительность срока на взыскание имущества в зависимость от воли кредитора, так как указанный срок мог неоднократно восстанавливаться при возвращении документа об исполнении по заявлению самого взыскателя.

Теперь, в законодательство должны быть внесены необходимые изменения. До этого момента после восстановления течения срока из общей продолжительности необходимо вычитать периоды, в которые исполнительное производство реально осуществлялось.

Судебный акт:
Постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с жалобой гражданина М.Л. Ростовцева"
6 Введен институт приказного производства в арбитражном процессе

С целью внедрения нового института в АПК РФ введена новая глава

Новая ускоренная форма производства будет применяться в следующих случаях:

Неисполнение или ненадлежащее исполнение договора и основаны на предоставленных взыскателем документах, устанавливающих денежные обязательства, которые должником признаются, но не исполняются
Требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта

Цена заявленных требований в обоих случаях не превышает 400 тыс. руб

Если заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций. Максимальный размер - 100 тыс. руб

Установлены форма и содержание судебного приказа. Судебный приказ должен быть размещен на сайте арбитражного суда не позднее следующего дня после вынесения

Нормативный акт:
Федеральный закон от 2 марта 2016 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
7 Верховный суд разъяснил вопросы, связанные с взысканием судебных издержек

Суд указал, что перечень издержек, предусмотренный ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, не является исчерпывающим

При этом если истец приведет надлежащие доказательства, то подобными издержками могут быть признаны и досудебные расходы

В то же время Верховный суд подчеркнул, что сами по себе расходы, обусловленные урегулированием спора во внесудебном порядке, не являются судебными издержками

Регламентирован вопрос возмещения издержек при участии в деле нескольких истцов или ответчиков. Возможен переход права на возмещение в порядке правопреемства

Верховный суд отдельно затронул вопросы представительства. Были выделено критерии, которые позволяют считать расходы на представителя разумными и обоснованными. Разумность расходов на оплату услуг представителя не может определяться его известностью

Судебный акт:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела"
8 Разъясняющие письма органов власти можно обжаловать в Верховном суде и суде по интеллектуальным правам

Внесены поправки в ФКЗ о Верховном Суде РФ и ФКЗ об арбитражных судах.

Поправки разработаны в целях реализации постановления КС РФ

Ранее в Верховном суде не допускалось оспаривание актов, которые не являются нормативными, но при этом содержат обязательные разъяснения (законоположений, которые могут противоречить их действительному смыслу

Теперь, Верховный Суд России может рассматривать в качестве суда первой инстанции административные дела по оспариванию актов ФОИВ

Подобные полномочия в сфере интеллектуальных прав были переданы Суду по интеллектуальным правам

Нормативный акт:
Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов"
9 Упрощенный порядок судопроизводства в судах общей юрисдикции

Теперь, иски с ценой до 100 тыс. рублей, а также иски на основе документов, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые им признаются, но не исполняются могут рассматриваться судами общей юрисдикции в упрощенном порядке

Инициировать порядок сможет одна из сторон либо суд с согласия сторон. Дела в упрощенном порядке будут рассматриваться без вызова сторон

Установлено ограничение по делам о выдаче судебного приказа ( 500 тыс. рублей)

Нормативный акт:
Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 45-ФЗ

Уголовное право


1 Установлена уголовная ответственность за обман граждан, участвующих в долевом строительстве

После изменений, внесенных в УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ и Закон об участии в долевом строительстве, установлена уголовная ответственность за привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у него правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств не введен в эксплуатацию, лицом, не имеющим на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных законодательством

Обязательным условием привлечения к ответственности является наличие ущерба в крупном и особо крупном размере, который составляет 3 и 5 млн руб. соответственно

При наличии ущерба в крупном размере предлагается санкция в виде лишения свободы до 2 лет с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового, при наличии ущерба в особо крупном размере - в виде лишения свободы на срок до 5 лет с ограничением свободы до 2 лет или без такового.

Тем не менее, правонарушитель подлежит освобождению от уголовной ответственности, если возместит ущерб в полном объеме и (или) примет меры, в результате которых многоквартирный дом или иной объект недвижимости будет введен в эксплуатацию

Нормативный акт:
Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 139-ФЗ

+7 (495) 649-87-12