25 октября 2018 года Конституционный Суд РФ принял Постановление №38-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 127 и части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.В. Данилова, К.В. Кондакова и других».
Обстоятельства дела
Михаил Данилов работал главным научным сотрудником Института теоретической и экспериментальной физики. Когда он уволился в 2015 году, работодатель не выплатил ему компенсацию за неиспользованные отпуска за период с 1997 по 2012 год, и он решил взыскать деньги в судебном порядке. Однако, суды отказали ему в удовлетворении требований, аргументировав это тем, что по данным требованиям срок обращения в суд составляет 21 месяц с момента окончания того года, за который работнику должен был быть предоставлен отпуск. Этот срок получился путем сложения 18 месяцев, предельного срока предоставления неиспользованного отпуска, предусмотренного Конвенцией Международной организации труда №132 «Об оплачиваемых отпусках» и 3 месяцев, срока для обращения за судебной защитой, установленным ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса. По такой трактовке истец мог обратиться с данным требованием в суд не позднее 2014 года.
Конституционный суд РФ
КС РФ проанализировал спорную норму Конвенции МОТ №132 «Об оплачиваемых отпусках», а именно пункт 1 статьи 9, согласно которому непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, составляющая по меньшей мере две непрерывные рабочие недели, предоставляется и используется не позже, чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска – не позже, чем в течение 18 месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск. КС указал на гарантийный характер данной нормы. По мнению Конституционного Суда, данная норма предназначена для обеспечения права на отпуск путем его использования в период действия трудового договора и не ограничивает объем права увольняемого работника на получение денежной компенсации за неиспользованный отпуск. Соответственно истечение 18-месячного срока не может влечь за собой прекращение права работника на соответствующую часть отпуска и невозможность получения денежной компенсации взамен неиспользованных дней отпуска.
Истолкование отдельными судами пункта 1 статьи 9 Конвенции МОТ №132 вопреки смыслу данной нормы привело установление пределов реализации работником права на получение денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и ограничение права на отдых и на судебную защиту.
Также и ч. 1 ст. 127 и ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ не ограничивают право работника на получение денежной компенсации при увольнении за все неиспользованные отпуска и обращение в суд с требованием о ее выплате вне зависимости от времени, прошедшего с момента окончания того рабочего года, за который должен был быть предоставлен неиспользованный отпуск, при условии обращения в суд в течение 3 месяцев с момента расторжения трудового договора.
Таким образом, Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ часть 1 ст. 127 и ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ, так как положения данных норма не ограничивают право работника на получение при увольнении денежной компенсации за все неиспользованные отпуска и не лишают работника права на взыскание ее в судебном порядке.