1. Главная
  2. Публикации
  3. Антимонопольное право
  4. ВС РФ о необходимости контроля за торгами при реализации имущества банкрота

ВС РФ о необходимости контроля за торгами при реализации имущества банкрота

Верховный Суд РФ признал, что необходимость осуществления антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дела о банкротстве, должна быть обоснована антимонопольным органом с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции (Определение ВС РФ № 309-ЭС21-27706 по делу № А34-2459/2010).

В данном деле шла речь об открытых торгах в форме аукциона, проведенных в процедуре реализации имущества гражданина в рамках дела о банкротстве. Как следует из материалов дела, гражданина Руденко к участию в указанных торгах не допустили по причине невыполнения им требований Положения о порядке, условиях и сроках реализации имущества банкрота, в соответствии с которым участник торгов обязан предоставить нотариально заверенное согласие супруга на совершение сделки по приобретению имущества должника.

Руденко обратился в управление Федеральной антимонопольной службы с жалобой на действия финансового управляющего, аргументируя это тем, что требование о предоставлении согласия супруга на совершение сделки не основано на положениях Закона о несостоятельности (банкротстве). Управление данную жалобу удовлетворило, признав, что организатором торгов установлено неправомерное требование к участникам торгов.

Суд первой инстанции согласился с выводами управления. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и признал незаконными акты управления, исходя из того, что у антимонопольных органов отсутствуют полномочия по контролю за проведением торгов по продаже имущества должника в ходе процедур банкротства. Однако суд кассационной инстанции оставил в силе решение суда первой инстанции, указав на наличие соответствующих полномочий антимонопольных органов в соответствии с Законом о защите конкуренции.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с выводами судом первой и кассационной инстанций, и оставил в силе постановление арбитражного апелляционного суда.

ВС РФ отметил, что антимонопольный контроль за торгами ограничен случаями, когда результаты проведения торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках. В свою очередь, реализация имущества должника на торгах подчинена цели конкурсного производства – наиболее полному удовлетворению требований кредиторов исходя из принципов очередности и пропорциональности.

Целью антимонопольного контроля является защита публичного интереса, а контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства преследует цель защиты частного интереса.

Проводимые в рамках процедур банкротства торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, и вмешательство антимонопольных органов в их проведения способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества.

Таким образом, осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дела о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции.