1. Главная
  2. Публикации
  3. Налоговое право
  4. Комитет Госдумы по бюджету и налогам предложил ввести прогрессивную ставку НДФЛ и модернизировать режим УСН

Комитет Госдумы по бюджету и налогам предложил ввести прогрессивную ставку НДФЛ и модернизировать режим УСН

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам 24 мая 2024 года по итогам парламентских слушаний утвердил рекомендации по совершенствованию налогового законодательства. В документе отмечается, что назрела необходимость пересмотреть основные параметры в налоговой системе и увеличить доходы бюджетов Российской Федерации для решения общенациональных задач.

Указывается, что основные резервы дополнительных доходов следует изыскивать посредством изменения ставок прямых, а не косвенных налогов. Нецелесообразно повышать ставки налога на добавленную стоимость (НДС), так как это негативно скажется на общем уровне инфляции и ударит по самым незащищённым и менее обеспеченным слоям населения.

Кроме того, Комитет Госдумы сообщает, что налоговая система должна реформироваться не просто для изыскания дополнительных доходов в бюджеты, реформы в первую очередь должны носить социальный характер: вести к сокращению неравенства в обществе и в развитии регионов; обеспечивать справедливое распределение налоговой нагрузки; усиливать стимулирующую функцию налогов.

Отдельное внимание уделяется решению задачи по сокращению неравенства развития субъектов РФ. Предлагается выровнять их бюджетную обеспеченность, а также наделить их большими полномочиями по установлению налогов и расширить локальную налогооблагаемую базу, чтобы субъекты РФ имели больше собственных доходных источников. Также предлагается частично списать долги субъектов РФ.

Комитет Госдумы, указывает, что при реформировании налога на доходы физических лиц (НДФЛ) необходимо соблюсти разумную, справедливую прогрессию. Предлагается ввести многоступенчатую шкалу налогообложения с плавным повышением налоговой нагрузки в зависимости от роста получаемых доходов. При этом повышение налоговой нагрузки не должно касаться большинства граждан.

Нижний порог шкалы НДФЛ предлагается установить исходя из двукратного размера среднемесячной номинальной заработной платы по России (около 150 000 рублей). Однако повышение налоговой нагрузки не должно распространяться на участников СВО. Также предлагается увеличить налоговые вычеты для многодетных семей, ввести новые вычеты, в том числе для стимулирования здорового образа жизни.

Даны отдельные рекомендации по совершенствованию упрощенной системы налогообложения (УСН). Главным принципом реформирования УСН должно стать стимулирование малого бизнеса расти. Важно создать условия, при которых субъектам малого и среднего бизнеса будет невыгодно использовать различные схемы неправомерной минимизации налогов через формальное соответствие критериям УСН.

Необходимо создать механизмы смягчения последствий резкого перехода с УСН на общую систему налогообложения, чтобы предприниматели не «дробили бизнес», искусственно занижая свои доходы для продолжения применения УСН. Налогоплательщиков УСН с суммами годового дохода более 60 млн рублей предлагается признавать также налогоплательщиками НДС.

При этом разработка такого механизма плавного перехода с одного налогового режима на другой должна одновременно осуществляться с амнистией тех индивидуальных предпринимателей, кто ранее применял незаконную оптимизацию налогов и «дробил бизнес». Амнистия должна применяться в автоматическом порядке, без каких-либо условий по уплате дополнительных платежей в бюджетную систему.

При обсуждении реформирования налога на прибыль было отмечено, что повышение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций должно компенсироваться мерами налоговой поддержки для активно развивающихся и инвестирующих в свой рост компаний. Следует продлить действие инвестиционного налогового вычета хотя бы до 2030 года.

Указывается, что простое увеличение НДС и налога на прибыль не сможет выровнять бюджеты регионов и муниципальных образований. Правительство РФ должно разработать механизм перераспределения дополнительных доходов через федеральный бюджет, чтобы была дополнительная возможность развивать субъекты РФ с низким уровнем бюджетной обеспеченности.

Кроме того, предлагается в качестве дополнительного источника доходов муниципальных образований предоставить органам местного самоуправления право устанавливать на своей территории туристический налог, полностью зачисляемый в бюджет муниципалитета и не имеющий целевого характера. Для этого необходимо дополнить Налоговый кодекс Российской Федерации соответствующей новой главой.

Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и Партнеры» консультирует по вопросам налогового права.

Email: info@nplaw.ru
Тел.: +7 (495) 649-87-12