Юридическая фирма "Надмитов, Иванов и Партнеры" подготовила статью о том, можно ли санкции считать форс-мажором.
В текущей ситуации, в период введения иностранными странами в отношении РФ масштабных санкций, нередки ситуации, когда заключенные договоры просто невозможно исполнить.
Действующим законодательством РФ предусмотрена возможность избежать ответственности за неисполнение договора в случае наступления форс-мажора.
Под форс-мажором ГК РФ подразумевает обстоятельства непреодолимой силы. Именно такой термин используется в п. 3 ст. 401 ГК РФ. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) - это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство, сделавшее невозможным исполнение обязательства.
Форс-мажор – это оценочная категория, вместе с тем ВС РФ выделяет основные критерии для доказывания:
1) наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы;
2) наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;
3) непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;
4) добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.
Санкции в отношении нашей страны вводятся не впервые, и уже имеются судебные акты, в которых исследовался вопрос о санкциях, как основании для освобождения от ответственности за неисполнение договора. Примерами «положительной» судебной практики являются определение Верховного Суда РФ от 14.08.2018 № 305-ЭС18-11150 по делу № А40-32123/2017, определение Верховного Суда РФ от 11.10.2019 № 309-ЭС19-17365 по делу № А76-26950/2018, определение Верховного Суда РФ от 20.08.2018 № 307-ЭС18-11373 по делу № А56-89542/2016. Вместе с тем судами сформирован и иной подход, в соответствии с которым санкции оцениваются как коммерческий риск организации: определение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.05.2017 № 301-ЭС16-18586 по делу № А39-5782/2015.
На данный момент отсутствует сложившаяся единообразная практика по вопросу оценки санкций, как обстоятельства для признания их форс-мажором.
На наш взгляд, вводимые в 2022 г. санкции в отношении РФ, ввиду их масштабности и беспрецедентности, полностью подпадают под определение форс-мажора. Вместе с тем надо понимать, что санкции как форс-мажор должны признаваться не в отношении любого договора, а только тех случаях, когда существует объективная невозможность исполнения и/или задержки исполнения договоров ввиду введенных санкций при наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами.
На настоящий момент (март-апрель 2022 г.) рассматривается законопроект от 22.03.2022 г. «О введении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/92282-8), в котором предложено полностью или частично прекращать обязательства, которые объективно невозможно исполнить из-за иностранных санкций против российских граждан и юрлиц. Этим же законопроектом предусмотрено освобождение от ответственности в случае не исполнения обязательства и доказанности невозможности надлежащего исполнения ввиду санкций. Представляется, что в перспективе судебная практика пойдет по пути признания санкций форс-мажором. В период нестабильности экономической ситуации и конфронтации с Западом представляется необходимым при заключении договора (с учетом его специфики) подробно описывать обстоятельства, которые будут являться форс-мажором, а также порядок изменения условий при наступлении тех или иных обстоятельств.