1. Главная
  2. Публикации
  3. Обзоры законодательства
  4. Россия присоединилась к международному автоматическому обмену налоговой информацией

Россия присоединилась к международному автоматическому обмену налоговой информацией

Россия присоединилась к международному автоматическому обмену налоговой информацией

Россия и ОЭСР

  • 12 мая 2016 года Россия подписала Многостороннюю конвенцию о сотрудничестве между компетентными  органами  по  вопросам  автоматического  обмена информацией по стандарту CRS (CRS MCAA) в рамках Форума по налоговому администрированию ОЭСР. Первый обмен информацией в автоматическом режиме состоится для России в 2018 году. Помимо России в настоящее время участниками данного соглашения является 82 страны, в том числе такие офшорные зоны как Британские Виргинские острова, Белиз, Бермудские острова, Мэн, Сейшелы и др.
  • Процесс присоединения к стандарту состоял из двух этапов. Первым этапом было подписание Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам (Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters) 4 ноября 2014 года. Вторым стало подписание Многосторонней Конвенции (CRS MCAA).
  • Для того чтобы Стандарт вступил в полную силу на территории РФ, необходимо привести внутреннее законодательство в соответствие с ним. Для этого надо будет внедрить различные процедуры в российские финансовые учреждения, связанные с анализом клиентов, обработкой их данных, идентификацией и передачей сведений в налоговые органы. Должен быть разработан механизм отчетности финансовых учреждений в налоговые органы. Иными словами, для обработки такого массива данных должна быть создана подходящая IT и административная инфраструктура. Кроме того, необходимо обеспечить защиту персональных данных и конфиденциальности информации. На  данный  момент  ФНС  России  уже подготовила соответствующий проект постановления правительства.
  • В результате присоединения к Стандарту российские налоговые органы смогут получать информацию о счетах физических и юридических лиц – российских налоговых резидентов, открытых в иностранных странах, также являющихся сторонами Соглашения. В свою очередь они должны будут предоставлять аналогичную информацию о резидентах иностранных стран, имеющих счета в российских финансовых учреждениях. Обмен налоговой информацией будет происходить на автоматической основе, а не по запросу.
  • По Стандарту значение имеет не гражданство лица, а его налоговое резидентство.

Поэтому, например, информация об открытии счета лица на территории какого-то государства подлежит передаче компетентным органам государства, в котором данное лицо является налоговым резидентом. При этом стандарт предусматривает возможность не проводить проверку и не обмениваться информацией о счетах иностранных резидентов – юридических лиц, если их баланс не превышает 250 тыс. долларов США, а для счетов физических лиц, если их баланс не превышает 1 млн. долларов США на отчетную дату.

  • В рамках CRS MCAA налоговые органы разных стран будут обмениваться информацией о 1) лице-держателе счета; 2) финансовой организации, в которой открыт счет; 3) балансе по финансовым счетам, открытым налоговым резидентом другой страны либо  пассивными  нефинансовыми  организациями, контролирующими лицами которых являются налоговые резиденты другой страны; 4) определенных типах доходов, поступивших на счета, в том числе процентах, дивидендах, доходах от страховых продуктов, средствах, вырученных от продажи финансовых активов.

Что входит в стандарт ОЭСР

  • Помимо Многостороннего   соглашения   MCAA   в   основу   стандарта ОЭСР                   по автоматическому обмену финансовой информацией входят:
  • 1. Общепринятый  стандарт  о  предоставлении  информации  (англ.  “CRS Common Reporting Standard”, далее “Стандарт CRS”).
  • 2. Модельное  соглашение  о  сотрудничестве  компетентных  органов  (англ.

“Model Competent Authority Agreement”, далее “Модельное соглашение МСАА”

  • Данные двухсторонние соглашения адаптируют Стандарт CRS под сотрудничество компетентных органов  двух  конкретных  государств.  Соглашения  детализируют, какой объем финансовой информации подлежит обмену и какие органы будут ответственны за обмен информацией.
  • 3. Комментарии ОЭСР к Стандарту CRS (англ. “CRS Commentaries”)
  • В данных комментариях ОЭСР дается толкование положениям Стандарта CRS и приводятся примеры его имплементации.
  • 4. Руководящие принципы по разработке схем для применения Стандарта

CRS (англ. “CRS Schema and User Guide”)

  • Данные руководящие принципы касаются технических аспектов имплементации Стандарта CRS, в частности разработка схем XML, используемых для обмена информации, а также необходимых гарантий по передаче информации, ее защите и шифровании.

Многостороннее соглашение ОЭСР о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией

  • Таким образом,  подписав  Многостороннее  соглашение  MCAA,  Россия  сделала первый и важнейший шаг для внедрения Стандарта ОЭРС по автоматическому обмену финансовой информации в России. При успешном внедрении Стандарта ОЭСР Россия будет автоматически получать финансовую информацию о своих налогоплательщиках от компетентных органов стран-участниц автоматического обмена.

Существующий режим обмена финансовой информацией

  • Многостороннее  соглашение   МСАА   призвано   заменить   существующий   режим обмена финансовой информации. На сегодняшний день Россия заключила следующие международные договоры, касающиеся вопросов обмена финансовой информации. Во-первых, двухсторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. У России имеются такие соглашения с Кипром, Люксембургом, и др. Во-вторых, соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства, а также соглашения о взаимной помощи в области борьбы с нарушениями налогового законодательства. Россия заключила такие соглашения, например,   со Швецией в 1997  г.  и  с  Болгарией  в  2003  г.  В-третьих,  Постановлением  Правительства Российской Федерации «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам» от 14 августа 2014 года № 805 одобрено типовое соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства об обмене информацией по налоговым делам. В-четвертых, 4 ноября 2014 года Россия ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 года.
  • Особенностью этих соглашений является то, что они предусматривают обмен информацией исключительно «по  запросу»  компетентных  органов. Неэффективность  данного  механизма  заключается  в  том,  что  сначала компетентным органам необходимо проверить правильность запроса и лишь в случае удачной проверки они могут приступить к обмену информацией. Многостороннее соглашение МСАА же закрепляет автоматический обмен информацией между компетентными органами, что призвано устранить систему запросов и повысить эффективность процедуры обмена финансовой информацией.

Многостороннее соглашение ОЭСР о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией

Многостороннее  соглашение  МСАА и  Закон  США о  выполнении  налоговых требований по зарубежным счетам

  • Несмотря на Многостороннее соглашение МСАА, некоторые режимы обмена финансовой информацией, существующие на сегодняшний день, останутся в силе, например система FATCA.
  • В 2014  г.  в  силу  вступил  Закон  США  о  выполнении  налоговых  требований  по зарубежным счетам (англ. “Foreign Account Tax Compliance Act”, далее “FATCA”), который предусмотрел обязанность иностранных финансовых учреждений представлять  Службе внутренних доходов США (англ. “Internal Revenue Service”) информацию о финансовых счетах, принадлежащих американским лицам. В случае непредставления данной информации, иностранные организации могут быть оштрафованы в размере 30% от доходов с территории США. Таким образом, во избежание штрафа иностранная организация должна зарегистрироваться в системе FATCA. Однако особенности национального законодательства некоторых государств не позволяют иностранным компаниям соответствовать требованиям FATCA. Для этого Министерство финансов США предусмотрело две модели межправительственных соглашений (Модель I и Модель II), которые закрепляют за компетентными налоговыми органами иностранного государства обязанность представлять всю необходимую финансовую информацию иностранной компании.
  • Россия не заключила с США соответствующие межправительственные соглашения, однако 28 июня 2014 года был принят Федеральный закон от 28.06.2014 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами», позволяющий российским компаниям соответствовать требованиям FATCA, не нарушая российское законодательство.
  • Так как США не присоединилась и пока не собирается  присоединяться к Многостороннему соглашению МСАА, режим FATCA остается в силе для российских компаний.

Многостороннее соглашение ОЭСР о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией

Многостороннее соглашение МСАА

http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-

framework-for-the-crs/multilateral-competent-authority-agreement.pdf

  • Согласно разделу 2 Многостороннего соглашения МСАА, государства берут на себя обязательство ежегодно в автоматическом режиме обмениваться следующей информацией:
  • a)  Имя физического лица, наименование юридического лица, ИНН, дата и место рождения физического лица, адрес юридического лица, а также имя, ИНН, дата и место рождения физических лиц, контролирующих юридические лица (после проведения процедуры “due diligence” компетентными органами в соответствии со Стандартом CRS);
  • b)  Номер  банковского  счета  (или  функциональный  эквивалент  в  случае отсутствия номера банковского счета);
  • c) Наименование или идентификационный номер компетентного органа;
  • d) Баланс  банковского  счета  или  стоимость  банковского  счета  на  конец календарного года или на момент отчетного периода, если счет был закрыт;
  • e)  В отношении “custodial account”, общая сумма дивидендов и общая сумма иного дохода, полученного с помощью счета за отчетный период, а также валовый доход от реализации или погашения финансовых активов за отчетный период;
  • f)  В отношении депозитных счетов, общая сумма процентного доход за год или иной отчетный период;
  • g)  В   отношении   остальных   типов   счетов,   валовый   доход   владельца банковского счета за отчетный период.
  • Раздел 5 Многостороннего соглашения МСАА предусматривает, что информация, подлежащая автоматическому обмену, является конфиденциальной. Как следствие, использование данной информации разрешается только компетентным органам, на которых лежит обязанность по защите персональных данных.

 Стандарт CRS (доступно по ссылке: http://www.oecdilibrary.org/docserver/download/2314131ec005.pdf?expires=146909

0985&id=id&accname=guest&checksum=630BFDCFC521D12DCBCC638B0A6D6380)

  • Стандарт CRS, на который делается ссылка в Многостороннем соглашении МСАА, закрепляет обязательства государств по проведению процедуры “due diligence”. В рамках данной процедуры компетентным органам необходимо идентифицировать банковские счета,  информация  о  которых  в  дальнейшем  подлежит  процедуре обмена (англ. “Reportable Accounts”).
  • В отношении банковских счетов физических лиц ограничений по идентификации нет, в то время как банковские счета юридических лиц не подлежат идентификации, если их баланс не превышает 250.000 USD. Стандарт предусматривает процедуру “due diligence” в отношении банковских счетов, которые существовали до вступления Стандарта CRS в силу (англ. “Pre-existing Accounts”) и которые были открыты после вступления Стандарта CRS  в силу (англ. “New Individual Accounts”).
  • Также Стандарт CRS предусматривает процедуру выявления пассивного владельца банковского счета (англ. “Passive Non-Financial Entity”, “Passive NFE”) и  делает различие между банковскими счетами с балансом, превышающим 1.000.000 USD (англ. “High Value Account”) и не превышающим 1.000.000 USD (англ. “Lower Value Account”) для целей обмена информации с компетентными органами других государств.
  • Согласно Разделу III.В.6, банковские счета физических лиц, стоимость которых не превышает 1.000.000 USD не подлежат отчету и обмену информации. Владельцы счетов обязаны пройти процедуру самосертификации и подать заявление в компетентные органы о том, что их счета не подлежат процедуре автоматического обмена информации.
  • Однако в  соответствии  с  Разделом  III.C.5.6  в  случае  увеличения  стоимости банковских счетов до 1.000.000 USD компетентные органы обязаны идентифицировать банковский счет и передать компетентным органам иностранного государства информацию о нем.

Даты проведения процедуры “due diligence” компетентными органами РФ

1 января 2017 – идентификация новых клиентов (физических и юридических лиц)

31 декабря 2018 – идентификация существующих физических лиц, баланс которых превышает 1 млн. долларов США

30 сентября 2018 – обмен информацией между государствами

31 декабря 2018 – идентификация существующих клиентов физических и юридических лиц

Имплементация Стандарта CRS

▪  Таким образом, для соблюдения Стандарта CRS в ближайшем будущем изменения законодательства могут коснуться процедур идентификации банковских счетов, а также может быть предусмотрена обязанность физических и юридических лиц проводить процедуры самосертификации. Законодательно может быть введено обязательное наличие у финансовых институтов комплаенс-документов, направленных на соответствие требованиям Стандарта CRS.

▪  Компетентным органам же придется обновить существующую систему отчетности, в частности, добавить дополнительные поля (например, ИНН и место рождения). Помимо этого, компетентным органам необходимо разработать механизм мониторинга за изменением информации о физических и юридических лицах и ввести ответственность за нарушение требований Стандарта.

Руководство по имплементации Стандарта CRS доступно по ссылке:

http://www.oecdilibrary.org/docserver/download/2314131e.pdf?expires=1469105874

&id=id&accname=guest&checksum=E88A2899A51E3674FF226A5D32DA8F8B

  • Технические аспекты имплементации Стандарта CRS находятся в Руководстве по имплементации Стандарта CRS (англ. “Common Reporting System User Guide”) в Приложении III к Модельному договору о сотрудничестве компетентных органов. В частности, руководство детализирует, как информация о банковских счетах физических и юридических лиц должна быть внесена в общую базу CRS.

Модельное соглашение о сотрудничестве компетентных органов доступно по ссылке:

http://www.oecdilibrary.org/docserver/download/2314131ec004.pdf?expires=146909

3202&id=id&accname=guest&checksum=27332F104CB6B2C0FB84F785AFC14E5D

  • Модельное соглашение о сотрудничестве компетентных органов направлено на установление непосредственного сотрудничества между двумя государствами. В частности, именно в таких соглашениях предусматривается, какие компетентные органы будут заниматься обменом информации. Таким образом, помимо подписания Многостороннего соглашения МСАА, государствам, в частности России, необходимо также подписать двухсторонние соглашения для начала обмена финансовой информацией.

Выводы

  • Таким образом, обязательство России по автоматическому обмену информации вступит в силу в сентябре 2018 года. Однако перед этим России необходимо заключить двухсторонние соглашения, в которых будет предусмотрено, с какими именно органами будут сотрудничать российские компетентные органы по вопросам автоматического обмена информацией. Помимо подписания двухсторонних соглашений, России также предстоит решить ряд технических вопросов для начала автоматического обмена финансовой информации. Что касается ранее существовавшей системы обмена информации «по запросу», она, скорее всего, останется в силе лишь для государств, не подписавших Многостороннее соглашение МСАА. Режим обмена финансовой информации с США в соответствии с FATCA останется в силе.
+7 (495) 649-87-12