С 01 сентября 2023 г. вступает в силу Федеральный закон от 10.07.2023 г. № 301-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» («Закон № 301-ФЗ», «Пятый антимонопольный пакет»).
Пятый антимонопольный пакет был принят в ответ на рост доли электронной коммерции в России с целью создания эффективных механизмов защиты граждан от возможных злоупотреблений в цифровом пространстве. Об этом заявил статс-секретарь-заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский в рамках XI Петербургского международного юридического форума (https://fas.gov.ru/news/32554).
Наиболее важные положения Пятого антимонопольного пакета:
- Вводится понятие «сетевой эффект»
Под «сетевым эффектом» в Законе № 301-ФЗ понимается свойство товарного рынка (товарных рынков), при котором потребительская ценность цифровой платформы, обеспечивающей совершение сделок между продавцами и покупателями, изменяется в зависимости от изменения количества таких продавцов и покупателей.
- Определены критерии доминирующего положения хозяйствующих субъектов
Законом № 301-ФЗ запрещена деятельность владельцев цифровых платформ, через которые совершаются сделки между третьими лицами, при наличии в совокупности следующих условий:
- наличие сетевого эффекта;
- размер выручки за предыдущий год - более 2 млрд руб.;
- доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями посредством цифровой платформы, превышает в стоимостном выражении 35% общего объема сделок, совершаемых на соответствующем товарном рынке.
- Определяется, что сделки, превышающие 7 млрд. рублей, требуют согласования с ФАС РФ
В соответствии с Законом № 301-ФЗ совершение сделок свыше 7 млрд. рублей требует предварительного согласования с ФАС РФ.
До изменений основаниями предварительного согласования с ФАС РФ являлись следующие обстоятельства:
- суммарная стоимость активов свыше 7 млрд. руб.;
- суммарная выручка свыше 10 млрд. руб. и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу объекта экономической концентрации свыше 800 млн. руб.
- Предусмотрена статья, по которой ФАС РФ при рассмотрении ходатайств о даче согласия на совершение сделки вправе назначить экспертизу и привлекать экспертов для ее проведения
Экспертиза может быть назначена для:
- рассмотрения ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю;
- рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
- контроля за исполнением предписаний, выданных по результатам рассмотрения ходатайств о согласовании сделок экономической концентрации.
- Уточнен порядок рассмотрения ходатайства о даче согласия на совершение сделки
В соответствии с Законом № 301-ФЗ перед принятием решения о даче предварительного согласия антимонопольный орган может направить заключение об обстоятельствах ходатайства о даче согласия.
Ознакомившись с заключением об обстоятельствах ходатайства о даче согласия, стороны сделки смогут представить пояснения относительно выявленных антимонопольным органом обстоятельств.
В целом, Пятый антимонопольный пакет содержит позитивные изменения для потребителей цифровых платформ: и для тех, кто покупают товары и услуги на таких платформах, и для тех, кто размещают на них свои товары и услуги. Для первых плюс в том, что более справедливая конкурентная среда ведет к увеличению конкуренции, преимуществами которой являются увеличение предложения и снижение цены, для вторых – справедливые правила позволяют более эффективно вести деятельность в цифровом пространстве.
Вместе с тем, у Пятого антимонопольного пакета есть и ряд недостатков, которые могут привести к злоупотреблениям со стороны монополистов:
- Во-первых, умолчание о необходимости снятия антимонопольных иммунитетов из Закона № 301-ФЗ;
- Во-вторых, нераспространение изменений на бесплатное предоставление товаров (соцсети, навигаторы, карты, приложения о погоде).
См. Федеральный закон от 10.07.2023 г. № 301-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307100016
Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и Партнеры» консультирует по вопросам антимонопольного права.
Тел.: +7 (495) 649-87-12