1. Главная
  2. Публикации
  3. Обзоры законодательства
  4. Обзор Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"

Обзор Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"

Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и партнеры» подготовила обзор Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

1. Изменения в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года  № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Закон предусматривает наделение Правительства полномочиями по установлению особенностей отмены, замены или переноса проводимых организацией исполнительских искусств или музеем мероприятий в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ или на ее части (ст. 1).

2. Изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

  1. Понятие «чрезвычайная ситуация» включает в себя теперь и случаи распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (ч.1 ст.2);
  2. Правительство РФ наделяется правом при угрозе возникновения отдельных ЧС принять решение об осуществлении им полномочий координационного органа единой гос. системы предупреждения и ликвидации ЧС. В связи с осуществлением названных полномочий Правительство может осуществлять и иные права, указанные в законе(ч.2 ст.2).
  3. Правительству предоставлено право вводить решение о введении режима повышенной готовности или ЧС на территории РФ или её части, устанавливать в таких случаях обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения (ч. 3 ст.2).
  4. Органы государственной власти субъектов РФ наделены аналогичным правом, издаваемые им правила не могут противоречить правилам, установленным Правительством (ч.4 ст. 2). 
  5. Избирательным комиссиям предоставлено право при введении режима повышенной готовности или ЧС откладывать проведение выборов и референдумов (ч.5 ст. 2). 

3. Изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

  1. Определены обстоятельства, при которых Правительством РФ может быть принято решение о возврате уплаченных за туристский продукт денежных сумм из средств фонда персональной ответственности туроператора (далее - ФПОТ). 
  2. Правительство при возникновении указанных законом оснований может менять сроки перечисления ежегодного взноса туроператора в ФПОТ.
  3. Правительство получило право устанавливать порядок и условия возврата уплаченных за туристский продукт денежных сумм из денежных средств ФПОТ (ч. 2 ст. 3). 

4. Изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

  1. Указанный закон дополняется ст. 10.1 о порядке проведения выборов и референдума при введении режима повышенной готовности или ЧС. В соответствии с данной статьей, проведение выборов и референдума в данных обстоятельствах может быть отложено (ч.1 ст. 4).
  2. Закон определяет избирательную комиссию, уполномоченную принимать решение об отложении выборов или референдума на соответствующем уровне (ч. 2 ст. 4);
  3.  Соответствующая избирательная комиссия наделяется правом определения сроков и порядка совершения избирательных действий при введении режима повышенной готовности или ЧС (ч.3 ст.4).
  4. До проведения новых выборов ранее избранные органы и депутаты продолжают исполнять полномочия до отмены соответствующего режима и избрания новых органов и депутатов (ч.4 ст.4).

5. Изменения в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

  1. Правительство РФ наделяется правом при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов и устанавливать срок введения моратория, а также продлять его, если обстоятельства-основания введения моратория не отпали (ч. 1 ст.5). 
  2.  Заявления, поданные в арбитражный суд в период действия моратория, подлежат возвращению. Уведомление кредитора о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом, не подлежит размещению в Интернете (ч.2 ст.5).
  3. Закон приостанавливает на период действия моратортия обязанность подачи заявления о признании лица банкротом (ст.9 и п.1 ст.213.4 Закона о банкротстве), возможность обращения взыскания на заложенное имущество и др. (ч. 3 ст.5). 
  4. Закон предусматривает особенности рассмотрения дел о банкротстве, возбужденных в течение трех месяцев после прекращения действия моратория (ч.4 ст. 5).
  5.  Введение моратория не исключает возможности проведения по решению арбитражного управляющего проводятся собрания кредиторов, комитета кредиторов, участников строительства и собрания работников, бывших работников любого должника (ч. 5 ст.5).

6. Изменения в статью 262 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

  1. Статья устанавливает особенности проведения проверок не только в отношении субъектов малого предпринимательства, но и среднего предпринимательства, а также распространится на все проверки, а не только на плановые (ч.1 и ч.2 ст.6).
  2. В отношении субъектов МСП не проводятся проверки с 1 апреля по 31 декабря 2020 года, если иное не установлено Правительством, а также за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение ЧС (ч.3 ст.6). 

7. Изменения в часть 8 статьи 13 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»

Правительство РФ получило право государственной регистрации лекарственных препаратов, которые предназначены не только для применения в условиях военных действий и чрезвычайных ситуаций, но также и в условиях предупреждения чрезвычайных ситуаций (ст.7).

8. Изменения в Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» 

  1. Высшее должностное лицо субъекта в условиях ЧС и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих вправе установить срок подачи уведомления о включении мед. организации в реестр мед. организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного мед. страхования (ч.1 ст.8).
  2. В составе расходов и доходов бюджетов территориальных фондов выделены соответствующие категории межбюджетных трансфертов в условиях ЧС и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих (ч.2 ст.8).
  3. В указанных ситуациях Правительство РФ наделяется правом устанавливать особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования (ч.3 ст.8).

9. Изменения в статью 15 Федерального закона от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Новые нормы устанавливают периодичность осуществления технического осмотра транспортных средств в зависимости от категории транспортного средства (ст. 9).

10. Изменения в статью 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

  1. Правительство получило право устанавливать особенности обращения государственной регистрации медицинских изделий, которые предназначены для применения не только в условиях военных действий, ЧС, но и в условиях предупреждения ЧС (ч.1 ст.10).
  2. Правительству дано право устанавливать на срок до 90 дней ограничения на оптовую и розничную торговлю мед. изделиями в условиях ЧС и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (ч.2 ст.10).

11. Изменения в в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

  1. Пеня может исчисляться не только от цены контракта, но и от цены отдельного этапа исполнения контракта (ч.2 ст.11).
  2. Изменены отдельные условия, при которых закупка может производиться у единственного поставщика: так, она может производиться при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи (ч.4 ст.11).
  3. В 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, цены контракта, цены единицы товара, работы, услуги (ч. 24 ст. 22), если при его исполнении в связи с распространением коронавируса, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли форс-мажорные обстоятельства. Устанавливаются условия, которые должны учитываться при изменении контракта (ч.6 ст.11).

12. Изменения в статью 5 Федерального закона от 6 июня 2019 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  1. Дата вступления в силу этого закона перенесена на 1 марта 2021 г. (ч.1 ст. 12).
  2. Изменены условия прохождения аккредитации операторами технического осмотра (ч.2 и ч.3 ст. 12).

13. Изменения в ст. 2 Федерального закона от 26 июля 2019 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Вступление в силу пунктов 3 - 5 ст. 1 данного закона перенесено на 1 марта 2022 года.

14. Изменения в ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 2019 года № 425-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»

Вступление в силу данного закона перенесено на 1 января 2021 г.

15. Изменения в ст.7 Федерального закона от 27 февраля 2020 года № 27-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Изменен срок действия отдельных положений закона.

16. Статья 16 

Наделяет Правительство правом до 31.12.2020 г. устанавливать иные случаи осуществления закупок у единственного поставщика и порядок осуществления данных закупок по сравнению с тем, который предусмотрен Закном от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе…».

17. Статья 17 

Наделяет Правительство в 2020 г. определять:

  1. особенности видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ч.1 ст.17).
  2. Особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов и иных разрешительных режимов, предусмотренных в рассматриваемом Законе. Отельные полномочия могут быть делегированы Правительством уполномоченным федеральным органам исполнительной власти (ч.2 ст.17).

18. Статья 18

До 1 января 2021 года Правительство вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством, а также особенности уплаты ряда иных платежей.

19. Статья 19

В отношении договоров аренды недвижимости, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта РФ решения о введении режима повышенной готовности или ЧС на территории субъекта Российской Федерации (в соответствии со ст. 11 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий…»):

  1. арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение к договору аренды недвижимости в течение 30 дней с момента обращения арендатора об отсрочке платы арендной платы, предусмотренной в 2020 году.Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  2. Размер арендной платы в отношении таких договоров может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года.
  3. Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества из-за принятия субъектом РФ решения о введении соответствующего режима на территории субъекта РФ.

20. Статья 20

Приостановлено до 1 января 2021 года действие части первой статьи 263-1 в части участия субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им.

21. Статья 21

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 

Источник: Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".