1. Главная
  2. Публикации
  3. Антимонопольное право
  4. Обзор решения ФАС о продлении срока рассмотрения ходатайства компании «Байер АГ» о рассмотрении сделки по приобретению 100% акций компании «Монсанто Кампани»

ФАС отложила принятие решения по сделке «Байер АГ» и «Монсанто Кампани»

17 ноября 2017
2757

ФАС России рассмотрела ходатайство компании «Байер АГ» (Германия) по приобретению 100% голосующих акций компании «Монсанто Кампани» (США), поданное в соответствии с пунктами 8, 9 части 1 статьи 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

Данная сделка затрагивает рынки следующих продуктов, конечным потребителем которых являются сельхозпроизводители:

  • генетический материал (семена)
  • определенные средства защиты растений, в частности, неселективные гербициды
  • цифровые предложения для сельхозпроизводителей

Компании Байер и Монсанто являются вертикально-интегрированными высокотехнологическими компаниями полного цикла, включающего как исследования и разработки, так и продажу указанных средств производства сельхозпроизводителям.

В ходе рассмотрения сделки ФАС России провела серию консультаций с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, научным и бизнес-сообществом, а также с зарубежными конкурентными ведомствами. Кроме того, ФАС была проведена серия совещаний с участниками сделки с целью обсуждения возможных негативных эффектов для конкуренции от ее совершения, а также мер по их устранению.

ФАС России провела анализ затрагиваемых настоящей сделкой рынков средств производства для АПК, включая интегрированный рынок агротехнологических решений, который сформировался в результате серии технологических и социально-экономических трансформаций последних лет, произошедших в секторе средств производства для сельского хозяйства.

Данные рынки рассматривались ФАС России в контексте усиливающейся глобализации мировой экономики и интеграции сельскохозяйственного производства в глобальные цепочки создания стоимости, что потребовало оценки не только состояния «горизонтальной» конкуренции между участниками соответствующих товарных рынков средств производства для АПК, но и «вертикальных» взаимоотношений между участниками соответствующих сегментов глобальных стоимостных цепочек.

При этом, в силу ускоряющихся инновационных процессов в сфере агротехнологий ФАС России рассматривала не только текущее положение участвующих в сделке компаний на соответствующих товарных рынках, но и наиболее вероятные изменения структуры этих рынков и, соответственно, состояния конкуренции на них в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Совершение сделки, согласно позиции ФАС, приведет к созданию крупнейшего субъекта на указанных товарных рынках в мировом масштабе.

У объединенной компании возникнут уникальные возможности для наращивания рыночной власти. По оценке Байер, а также по данным ФАС, к таким возможностям относятся следующие:

  • Накопленные массивы генетической информации, позволяющей осуществлять ускоренную селекцию с использованием цифровых технологий и обеспечивающей тесную интеграцию селекционного процесса и маркетинга других продуктов для сельскохозяйственного производства.
  • Технологии ускоренной селекции, включая технологии геномного редактирования, как предполагающие трансплантацию генов, так и работающие с природным генотипом растений, но обеспечивающих достижения заданных признаков с помощью биоинформатических решений.
  • Цифровые алгоритмы и массивы данных, в том числе исторических, с помощью которых обеспечивается управленческое консультирование сельхозпроизводителей в рамках цифровых агрономических платформ.

Наличие этих возможностей у одного хозяйствующего субъекта, тем более уже занимающего значительные доли на существующих товарных рынках средств производства для сельского хозяйства, может привести к резкому увеличению его рыночной доли сразу по всему спектру затрагиваемых товарных рынков, а также создать заградительные барьеры входа на соответствующие рынки для компаний, не владеющих одновременно всеми указанными ресурсами и возможностями.

В ходе рассмотрения сделки ФАС России были выявлены следующие угрозы для конкуренции в результате совершения указанной сделки:

  • возникновение новых и усиление действующих барьеров входа на соответствующие товарные рынки (в том числе, в результате выведения на российский рынок закрытых цифровых агрономических платформ точного земледелия);
  • усиление стимулов для антиконконкурентных согласованных действий и соглашений (с учетом прошедшей волны слияний, после создания объединенной компании на мировом рынке останется меньшее количество компаний, владеющих всем спектром современных агротехнологий и создающих свои интегрированные платформы, через которые они планируют продавать ключевые средства производства сельхозтоваропроизводителям
  • повышение вероятности злоупотребления объединенной компанией своей рыночной властью (объединение инновационных и платформенных ресурсов может позволить компании в краткосрочной перспективе резко нарастить рыночную долю на соответствующих товарных рынках вплоть до доминирования).

Таким образом, ФАС России пришла к выводу, что данная сделка создает существенные риски подавления конкуренции, которые необходимо нивелировать на этапе согласования сделки.

ФАС России были проанализированы различные варианты возможных мер антимонопольного реагирования на указанные негативные последствия для состояния конкуренции.

В качестве наиболее сбалансированного решения, отвечающего целям защиты конкуренции и не создающего непреодолимых препятствий для совершения рассматриваемой сделки, было выбрано установление поведенческих требований, направленных на создание условий для развития потенциальной конкуренции со стороны российских компаний за счет обеспечения для них действенного трансфера доступных и применимых в российских агроклиматических условиях технологий в сочетании с доступом к данным и знаниям, необходимым для создания новых сортов и гибридов по ключевым сельскохозяйственным культурам, по которым наблюдается наибольшая зависимость российского рынка генетического материала от импортных поставок, а также по решениям в области цифрового земледелия.

Сочетание указанных требований с требованием предоставления российским компаниям, являющимся поставщиками ресурсов, недискриминационного доступа к платформенным пакетным решениям, предлагаемым сельхозтоваропроизводителям объединенной компанией на базе цифровых агрономических платформ точного земледелия, обеспечит условия не только для разработки новых конкурентоспособных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, но и для их включения в эффективную экономическую конкуренцию в рамках глобальных стоимостных цепочек.

Для выполнения данных условий компании «Байер АГ» необходимо будет в трехмесячный срок заключить договор с компетентной организацией, определенной антимонопольным органом, с целью обеспечения и мониторинга трансфера технологий, в том числе на основании неэксклюзивной лицензии, и обеспечения недискриминационного доступа к цифровым агрономическим платформам. Договор вступает в силу после совершения сделки Байер/Монсанто и после ее одобрения антимонопольным органом.

На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции, а также в связи с определением условий, после выполнения которых антимонопольный орган примет решение об удовлетворении рассматриваемого ходатайства, ФАС России продлила срок рассмотрения указанного ходатайства на три месяца. 

Предписание ФАС направлено на то, чтобы у тех российских компаний, которые в том или ином виде присутствуют на рынке селекционных технологий, появилась возможность конкурировать с западными монополистами. Сейчас селекция растений происходит на основе анализа генетических данных, а у российских селекционных центров и компаний их мало. Теперь они, по крайней мере, смогут пользоваться данными и технологиями компании Bayer.

Алексей Иванов, со-учредитель Надмитов, Иванов и Партнеры, консультировал ФАС при подготовке предписания.