1. Главная
  2. Публикации
  3. Банкротство и несостоятельность
  4. Обзор положений законодательства о введении моратория на банкротство

Обзор положений законодательства о введении моратория на банкротство

22 апреля 2020
3395

Статьей 5 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» были внесены положения о введении моратория на банкротство. Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и Партнёры» рассказывает о моратории и его последствиях для бизнеса.

Правовая основа для введения моратория

В соответсвии со ст. 9.1 Закона о банкротстве мораторий вводится в исключительных случаях с целью обеспечения стабильности экономики. Право вводить мораторий и устанавливать срок его действия 

В соответствии со ст. 9.1 Закона о банкротстве акт Правительства о введении моратория должен содержать указание на отдельные виды экономической деятельности, категории лиц, которые пострадали в результате от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория. 

В целях реализации данного положения было принято Постановление Правительства от 6 апреля 2020 г. № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" , в соответствии с которым мораторий распространяется в отношении:

  • Организаций и ИП, код основного вида деятельности которых  указан в правительственном списке наиболее пострадавших от коронавируса;
  • организаций, вошедших в перечень системообразующих организаций;
  • Организаций из перечня, утвержденного Указом Президента от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических организаций и стратегических акционерных обществ»;
  • Организаций из перечня стратегичеких организаций и федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельности эти организации, утвержденного Постановлением Правительства от 20 августа 2009 г.№ 1226-р;

В настоящий момент мораторий на банкротство введен на срок 6 месяцев, то есть до 6 октября 2020 года, однако в соответствии с обсуждаемой статьей Закона о банкротстве данные срок может быть продлен Правительством, если не отпадут обстоятельства, послужившие основанием для введения моратория. 


Что повлечет за собой введение моратория?

Во-первых, арбитражные суды не принимают заявления кредиторов о признании должника банкротом и возвращают поданные заявления, в отношении которых еще не был решен вопрос о принятии арбитражным судом. При этом в соответствии с позицией Верховного суда (вопрос 9 Обзора), для возврата заявления достаточно наличия формального основания в виде включения должника в перечень лиц, на которых распространяется мораторий, при этом не имеет значения причины возникновения задолженности и их связи с основаниями для введения моратория). 

Во-вторых, уведомления кредиторов о намерении обратиться с заявлением о признании должника, на которого распространяется мораторий, банкротом, хоть и может вноситься в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, не подлежит размещению в Интернете.  При этом включение в реестр на период действия моратория не дает кредитору право на подачу в арбитражный суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) (п.2 ст. 9.1 Закона о банкротстве).

В-третьих, приостанавливается обязанность руководителя должника и физического лица обратиться за заявлением о банкротстве (ст. 9 и ст. 213.4 Закона о банкротстве (пп. 1 п.3 ст. 9.1 Закона о банкротстве).

В-четвертых, наступают последствия, предусмотренные ст. 63 Закона о банкротстве, в том числе не допускается удовлетворение требований о выделе доли в связи с выходом из состава участников (учредителей), прекращение денежных обязательств должника путем зачета, изъятие собственником имущества должника-унитарного предприятия имущества последнего, не допускается выплата дивидендов, не начисляются финансовых санкции за неисполнение обязательств и обязательных платежей (пп. 2 п.3 ст. 9.1 Закона о банкротстве).

В-пятых, не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке (пп. 3 п.3 ст. 9.1 Закона о банкротстве).

В-шестых, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (пп. 4 п.3 ст. 9.1 Закона о банкротстве). При этом, в соответствии с позицией Верхового суда РФ (вопрос 10 Обзора) введение моратория не исключает возможность рассмотрения в период его действия рассмотрения исков к должникам и получения исполнительных листов.  

При этом во время действия моратория возможно проведение по решению арбитражного управляющего собрания, комитета кредиторов, участников строительства, собрания работников, бывших работников в форме заочного голосования. 

Верховый суд также высказался (вопрос 11 Обзора) в отношении возможности восстановления процессуальных сроков. Так, не исключается возможность восстановления процессуальных сроков, пропущенных в связи с обстоятельствами, послужившими основанием для введения моратория.  Тем не менее, ряд иных вопросов остался без внимания Верховного суда. Так, остается не ясным порядок действия отдельных запретов ст. 9.1 Закона о банкротстве: распространяются ли предусмотренные п.3 ст. 9.1 Закона о банкротстве запреты на всех лиц, осуществляющих деятельность в определенных Правительством наиболее пострадавших сферах автоматически или же не следует подходить к вопросу столь формально?


Сделки во время моратория

В изначальной редакции ст. 9.1 Закона о банкротстве в пункте 4 данной статьи присутствовал подпункт 4, в соответствии с которым признавались ничтожными сделки, совершенные в период действия моратория, по передаче имущества и принятию обязательств или обязанностей, за исключением сделок, совершаемых в обычной хозяйственной деятельности, осуществляемой должником, если цена имущества, передаваемого по одной или нескольким взаимосвязанным сделкам, или размер принятых обязательств или обязанностей не превышает один процент стоимости активов должника, определяемой на основании бухгалтерской отчетности должника за последний отчетный период на дату введения моратория. Данное правило по сути вводило еще одну категорию подозрительных сделок. Тем не менее, статьей 3 Федерального закона от 24.04.2020 № 149-ФЗ  "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" данный пункт был признан утратившим силу. 


Отказ от применения в отношении лица положений о моратории

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.04.2020 № 149-ФЗ  "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" любое лицо, на которое распространяется действие моратория имеет право заявить отказ от применения в отношении него моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. В случае, если срок действия уже введенного моратория будет продлен, ранее сделанное заявление должника об отказе от применения в отношении него моратория утрачивает силу.

Источник: Федеральный закон от 24.04.2020 № 149-ФЗ  "О внесении изменений в отдельные законодательные акты"

Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и Партнеры» оказывает широкий спектр услуг по представлению интересов клиентов по делам о банкротстве и несостоятельности:

  • по привлечению к субсидиарной ответственности;
  • по аффилированным займам;
  • по оспариванию сделок;
  • по оспариванию действий конкурсного управляющего;
  • по включению требований и по оспариванию включения требований в реестр кредиторов;
  • по залоговому имуществу в банкротстве;
  • по трансграничным делам о банкротстве.