1. Главная
  2. Публикации
  3. Обзоры законодательства
  4. Обзор о первом разрешенном споре Российской Федерации в ВТО

Обзор о первом разрешенном споре Российской Федерации в ВТО

Спор России с ЕС о тарифном регулировании в отношении  некоторых сельскохозяйственных и промышленных товаров

  • 12 августа 2016 г. было принято окончательное решение Органа по разрешению споров Всемирной торговой организации (далее – «ОРС ВТО») по спору между Россией и ЕС о тарифном регулировании в отношении некоторых сельскохозяйственных и промышленных товаров.
  • ЕС оспаривал 11 ставок ввозных таможенных пошлин, введенных Таможенным союзом (впоследствии ЕАЭС), превышающих допустимый Перечнем уступок России уровень, а также систематическое изменение Россией ставок ввозных пошлин (далее – «оспариваемые меры»).
  • Основным доводом России на заявления ЕС было то, что оспариваемые ставки таможенных пошлин были уже отменены или изменены, поэтому спора как такового нет.
  • ОРС ВТО, однако, постановил, что, несмотря на то, что оспариваемые меры были отменены или изменены, 11 из них противоречили ГАТТ-1994 и обязательствам России, вытекающим из Перечня уступок.

Третейская группа поделила рассматриваемые вопросы на три категории:
1-6 меры, затрагивающие адвалорные пошлины;
7-11 меры, затрагивающие комбинированные пошлины;
12 мера, затрагивающая одновременное применение комбинированных пошлин.

Общее замечание третейской группы о применении ст. II:1(b) и ст. III:2 ГАТТ

  • Одним из доводов России на вопрос правомерности или неправомерности оспариваемых мер по ст. II:1(b) и ст. III:2 ГАТТ, являлось то, что меры не причинили никакой ущерб импорту из других стран.
  • Третейская группа постановила, что для применения ст. II:1(b) ст. III:2 ГАТТ достаточно, чтобы оспариваемая мера могла потенциально причинить ущерб импорту из других стран. Таким образом, третейская группа постановила, что ЕС имел право на оспаривание таможенных мер России.

Первая группа оспариваемых мер (меры с первой по пятую)

  • Третейская группа приступила к рассмотрению первой группы оспариваемых мер.
  • Третейская группа сначала рассмотрела вопрос вменения ответственности за введение оспариваемых мер, так как ставки ввозных таможенных пошлин были установлены Таможенным союзом (впоследствии ЕАЭС), а не Россией.
  • Третейская группа, сославшись на ст. 157 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО, признала Россию ответственной за применение ставок ввозных таможенных пошлин свыше допустимого уровня. Третейская группа постановила, что раз ставки Таможенного союза обязательно применяются Россией, то ответственность за применение оспариваемых мер вменяется России.
  • Вопросом о вменении ответственности за действия наднационального объединения (типа ЕАЭС или ТС) не раз задавались в доктрине. Для разрешения данного вопроса были даже сделаны предложения о вступлении ЕАЭС в ВТО для привлечения ЕАЭС к ответственности за введенные таможенные и прочие меры.
  • Однако третейская группа пошла по сравнительно легкому пути и решила, что России вменяется ответственность за действия Таможенного союза или ЕАЭС в связи с обязательным исполнением Россией предписаний ТС или ЕАЭС (п. 7.46 доклада третейской группы).
  • Затем третейская группа постановила, что применение Россией ставок в размере 10% или 15% вместо допустимых 5% противоречило ст. II:1(b) ГАТТ.Требования, касающиеся шестой меры
  • Третейская группа отдельно рассмотрела применение шестой меры. Особенность ее применения заключалось в том, что она была временно снижена до допустимого Перечнем уступок уровня до 31 декабря 2015 г., однако с 1 января 2016 г. должна была применяться в размере 15%, что выше допустимого Перечнем уступок России уровнем на 10%.
  • Позиции России в отношении данной оспариваемой меры заключалось в том, что данная мера «просто не существует» и ЕС не доказал обратного, так как ставка в размере 15% никогда не применялась.
  • Третейская группа не согласилась с Россией и признала шестую меру противоречащей ст. II:1(b) ГАТТ.
  • Однако третейская группа не согласилась с отдельными доводами ЕС о том, что оспариваемая мера противоречила ст. II:1(a) независимо от ст. II:1(b).

Вторая группа оспариваемых мер (меры с седьмой по одиннадцатую)

  • Третейская группа приступила к рассмотрению второй группы оспариваемых мер.
  • До 1 января 2015 г. Россия применяла ставки в размере 3%, но не менее 0.09 евро за кг вместо допустимых 3%. Россией. Согласно требованиям ЕС, отсутствие ограничительных механизмов также противоречило ст. II:1(b) ГАТТ.
  •  В свое оправдание Россия заявляла об изменении или аннулировании данных оспариваемых мер.
  • В отношении седьмой и восьмой меры, третейская группа постановила, что ставки выше допустимых применялись еще при учреждении третейской группы, тем самым они противоречили ст. II:1(b) ГАТТ.
  • В отношении девятой меры, третейская группа постановила, что она противоречила ст. II:1(b) ГАТТ с 1 по 20 сентября 2015 г.

Двенадцатая мера

  • В заключение ЕС заявлял о неправомерности «систематичного изменения ставок таможенных пошлин» Россией.
  • Однако третейская группа посчитала, что ЕС не доказал существование данной меры.
  • По большому счету, требования ЕСМ в отношении двенадцатой меры дублировали требования в отношении правомерности второй группы мер. Таким образом, третейская группа отклонила доводы ЕС в отношении данной меры.
  • Таким образом, несмотря на то что Россия проиграла почти по всем заявленным требованиям, Россия фактически уже исполнила вынесенное решение. 9 из 11 рассмотренных третейской группой мер Россия уже добровольно отменила. Две оставшиеся меры, согласно заявлениям Министерства экономического развития, будут отменены в ближайшем будущем.
  • Третейская группа, в свою очередь, разрешила ряд важнейших правовых вопросов, в частности, вопросы вменения государствам ответственности за меры, введенные наднациональным объединением, и оспаривание аннулированных или отменённых мер.
  • Из материалов прессы следует, что Россия не будет подавать апелляционную жалобу на вынесенное решение. Таким образом, Россия в очередной раз подтвердила свою приверженность принципам и правилам ВТО.