1. Главная
  2. Публикации
  3. Проекты в области инфраструктуры, ГЧП и EPC контракты
  4. Обзор о государственно-частном партнерстве в РФ

Обзор о государственно-частном партнерстве в РФ

Государственно-частное партнерство (ГЧП)

Государственно-частное партнерство  в РФ

  • До 2015 г. реализация ГЧП-проектов происходила либо посредством концессионных соглашений, либо посредством соглашений с субъектами РФ. ГЧП-проектов на федеральном уровне, по сути, не существовало.
  • Однако 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О  государственно-частном  партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – «ФЗ о ГЧП), закрепляющий возможность заключения ГЧП-проектов на федеральном уровне.
Теперь, государственно-частное партнерство  в РФ, регулируется тремя группами законодательных актов:
  • 1) ФЗ о ГЧП;
  • 2) Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ«О концессионных соглашениях» (далее – «ФЗ о концессионных соглашениях»);
  • 3) законы субъектов о государственно-частном партнерстве, которые не противоречат ФЗ о ГЧП.

Новеллы ФЗ о ГЧП

ФЗ о  ГЧП  содержит  ряд  нововведений,  вносящих  определенность  в  процедуры заключения и реализации ГЧП-проектов:
  • ГЧП-проекты могут быть заключены как по инициативе публичного, так и частного партнера.
  • ГЧП-проекты могут быть заключены только ограниченным составом участников.
  • ГЧП-проекты могут быть заключены только  в  отношении  определенных объектов.
  • ГЧП-проекты могут быть заключены только в соответствии с определенной процедурой.
  • Основополагающим принципом ГЧП-сотрудничества признается принцип«справедливого распределения рисков и обязанностей».

Обязательные элементы ГЧП-проектов

Согласно ст. 6 ФЗ о ГЧП, ГЧП-проекты должны отвечать следующим обязательным критериям:
  • ГЧП-проект должен  относиться  к  строительству  или  реконструкции  объекта частным партнером;
  • Частный партнер должен полностью или частично финансировать ГЧП-проект,
  • Частный партнер должен эксплуатировать или технически обслуживать объект;
  • У частного партнера  должно  возникнуть  право  собственности  на  объект  ГЧП - проекта при обременении объекта.

Факультативные элементы ГЧП-проектов

  • Ст. 6 ФЗ о ГЧП также содержит, какие факультативные требования могут предъявляться к ГЧП-проектам.
  • Требование о проектировании объекта ГЧП-проекта частным партнером.
  • Требование о    полном   или    частичном    финансировании эксплуатации и технического обслуживания частным партнером.
  • Требовании об обеспечении публичным партнером частичного финансирования создания объекта ГЧП-проекта.
  • Требование о   передаче   объекта   ГЧП-проекта   в   собственность  публичного партнера по истечении срока соглашения.

Стороны ГЧП-проектов (ст. 5)

  • Публичный партнер:
  • РФ в  лице  Правительства  РФ  или  уполномоченного  органа  исполнительной власти;
  • Субъект РФ в лице исполнительного органа субъекта РФ или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • Муниципальное образование РФ в лице главы муниципального образования или уполномоченного органа местного самоуправления.
  • Частный партнер   -   все организационно-правовые формы юридических лиц, предусмотренных российским законодательством, кроме:
  • Государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • Государственных и муниципальных учреждений;
  • Публично-правовых компаний и иных  юридических лиц, созданных  в  РФ  на основе специальных федеральных законов;
  • Хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, находящихся под контролем публично-правовых образований;
  • Дочерних хозяйственных обществ, находящихся под контролем указанных выше организаций;
  • Некоммерческих организаций в форме фондов, созданных публично-правовыми образованиями;
  • Некоммерческих организаций, созданных указанными выше организациями.

Объекты ГЧП-проектов (ст. 7)

  • Ст. 7 ФЗ о ГЧП предусмотрены возможные объекты ГЧП-проектов. Большинство из них встречается в ФЗ о концессионных соглашениях, хотя есть и определенные различия. Объектами ГЧП-проектов могут быть:
  • частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных
  • дорог, объекты, предназначенные  для  взимания  платы  (в  том  числе  пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;
  • транспорт общего пользования, за исключением метрополитена;
  • объекты железнодорожного транспорта;
  • объекты трубопроводного транспорта;
  • морские порты, речные порты, специализированные порты, объекты их инфраструктур, (прим. данные объекты не предусмотрены в ФЗ о концессионных соглашениях) в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться в федеральной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
  • морские суда и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки, за исключением объектов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации находятся в государственной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
  • воздушные суда, (прим.  данные  объекты  не  предусмотрены  в  ФЗ  о концессионных   соглашениях)   аэродромы,   аэропорты,   технические   средства   и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства, за исключением объектов, отнесенных к имуществу государственной авиации или к единой системе организации воздушного движения;
  • объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии;
  • гидротехнические сооружения, стационарные и (или) плавучие платформы, искусственные острова;
  • подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации;
  • объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения и иной деятельности в сфере здравоохранения;

Объекты ГЧП-проектов (ст. 7)

  • объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения
  • объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
  • объекты благоустройства территорий, в том числе для их освещения;
  • мелиоративные системы и  объекты  их  инженерной  инфраструктуры,  за исключением государственных мелиоративных систем;
  • объекты производства, первичной  и  (или)  последующей  (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии сельского хозяйства перечень и определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации;
  • объекты охотничьей инфраструктуры;
  • имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности.

Объекты концессионных соглашений

В отношении  некоторых  объектов  ГЧП-проекты  возможны  только  посредством концессионных соглашений, в частности:
  • метрополитен;
  • объекты производственной и инженерной инфраструктур;
  • объекты по производству, передаче и распределению тепловой энергии;
  • системы коммунальной инфраструктуры  и  иные  объекты  коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем;
  • объекты социального обслуживания населения.

Право частной собственности на объект соглашения

  • В ФЗ о ГЧП не предусмотрено, что право собственности автоматически переходит к публичному партнеру. Из этого следует, что изначально право собственности на созданный объект передается частному партнеру.
  • Однако, если  финансовые  затраты  публичного  партнера  больше,  чем  частного, право собственности автоматически переходит к публичному партнеру.

Порядок заключения соглашений

ФЗ о ГЧП предусматривает два вида заключения ГЧП-соглашений: по инициативе частного партнера и по инициативе публичного партнера.

В случае инициативы публичного партнера проводится конкурс на право заключения ГЧП-проекта в соответствии с главой 5. В случае инициативы частного партнера – подается заявление о реализации ГЧП-проекта и банковская гарантия, при этом проведение конкурса не требуется.

Инициатива о реализации ГЧП-проекта от частного партнера (ст. 8)

  • описание проекта и обоснование его актуальности;
  • цели и задачи реализации проекта, определяемые с учетом целей и задач, которые

предусмотрены документами стратегического планирования;

  • сведения о публичном партнере;
  • проект соглашения, включающий в себя существенные условия
  • срок реализации проекта или порядок определения такого срока;
  • оценку возможности  получения  сторонами  соглашения  дохода  от  реализации проекта;
  • прогнозируемый объем  финансирования  проекта,  в  том  числе  прогнозируемый объем финансирования проекта за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и объем частного финансирования, в том числе необходимый объем собственных средств частного партнера и (или) необходимый объем заемного финансирования, а также планируемый срок погашения кредитов и займов в случае, если предусматривается заемное финансирование;
  • описание рисков (при их наличии), связанных с реализацией проекта;
  • сведения об эффективности  проекта  и  обоснование  его  сравнительного преимущества;
  • иные определенные Правительством Российской Федерации сведения.

Контроль за исполнением ГЧП-проектов

Порядок контроля над исполнением ГЧП-проектов будет устанавливаться Правительством РФ.

Несмотря на то, что механизм контроля над проектами ГЧП еще детально не разработан, само по себе законодательное закрепление контроля – одно из нововведений ФЗ о ГЧП, так как ФЗ о концессионных соглашениях не предусматривает контроля над исполнением соглашений.

«Дедушкина оговорка»

К соглашениям, заключенным до вступления в силу ФЗ о ГЧП, будут применяться положения законов субъектов РФ и муниципальных образований о ГЧП. Такие соглашения действуют до окончания срока их действия на условиях, на которых они были заключены.