Государственно-частное партнерство (ГЧП)
Государственно-частное партнерство в РФ
- До 2015 г. реализация ГЧП-проектов происходила либо посредством концессионных соглашений, либо посредством соглашений с субъектами РФ. ГЧП-проектов на федеральном уровне, по сути, не существовало.
- Однако 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – «ФЗ о ГЧП), закрепляющий возможность заключения ГЧП-проектов на федеральном уровне.
- 1) ФЗ о ГЧП;
- 2) Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ«О концессионных соглашениях» (далее – «ФЗ о концессионных соглашениях»);
- 3) законы субъектов о государственно-частном партнерстве, которые не противоречат ФЗ о ГЧП.
Новеллы ФЗ о ГЧП
ФЗ о ГЧП содержит ряд нововведений, вносящих определенность в процедуры заключения и реализации ГЧП-проектов:- ГЧП-проекты могут быть заключены как по инициативе публичного, так и частного партнера.
- ГЧП-проекты могут быть заключены только ограниченным составом участников.
- ГЧП-проекты могут быть заключены только в отношении определенных объектов.
- ГЧП-проекты могут быть заключены только в соответствии с определенной процедурой.
- Основополагающим принципом ГЧП-сотрудничества признается принцип«справедливого распределения рисков и обязанностей».
Обязательные элементы ГЧП-проектов
Согласно ст. 6 ФЗ о ГЧП, ГЧП-проекты должны отвечать следующим обязательным критериям:- ГЧП-проект должен относиться к строительству или реконструкции объекта частным партнером;
- Частный партнер должен полностью или частично финансировать ГЧП-проект,
- Частный партнер должен эксплуатировать или технически обслуживать объект;
- У частного партнера должно возникнуть право собственности на объект ГЧП - проекта при обременении объекта.
Факультативные элементы ГЧП-проектов
- Ст. 6 ФЗ о ГЧП также содержит, какие факультативные требования могут предъявляться к ГЧП-проектам.
- Требование о проектировании объекта ГЧП-проекта частным партнером.
- Требование о полном или частичном финансировании эксплуатации и технического обслуживания частным партнером.
- Требовании об обеспечении публичным партнером частичного финансирования создания объекта ГЧП-проекта.
- Требование о передаче объекта ГЧП-проекта в собственность публичного партнера по истечении срока соглашения.
Стороны ГЧП-проектов (ст. 5)
- Публичный партнер:
- РФ в лице Правительства РФ или уполномоченного органа исполнительной власти;
- Субъект РФ в лице исполнительного органа субъекта РФ или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ;
- Муниципальное образование РФ в лице главы муниципального образования или уполномоченного органа местного самоуправления.
- Частный партнер - все организационно-правовые формы юридических лиц, предусмотренных российским законодательством, кроме:
- Государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- Государственных и муниципальных учреждений;
- Публично-правовых компаний и иных юридических лиц, созданных в РФ на основе специальных федеральных законов;
- Хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, находящихся под контролем публично-правовых образований;
- Дочерних хозяйственных обществ, находящихся под контролем указанных выше организаций;
- Некоммерческих организаций в форме фондов, созданных публично-правовыми образованиями;
- Некоммерческих организаций, созданных указанными выше организациями.
Объекты ГЧП-проектов (ст. 7)
- Ст. 7 ФЗ о ГЧП предусмотрены возможные объекты ГЧП-проектов. Большинство из них встречается в ФЗ о концессионных соглашениях, хотя есть и определенные различия. Объектами ГЧП-проектов могут быть:
- частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных
- дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;
- транспорт общего пользования, за исключением метрополитена;
- объекты железнодорожного транспорта;
- объекты трубопроводного транспорта;
- морские порты, речные порты, специализированные порты, объекты их инфраструктур, (прим. данные объекты не предусмотрены в ФЗ о концессионных соглашениях) в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться в федеральной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
- морские суда и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки, за исключением объектов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации находятся в государственной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
- воздушные суда, (прим. данные объекты не предусмотрены в ФЗ о концессионных соглашениях) аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства, за исключением объектов, отнесенных к имуществу государственной авиации или к единой системе организации воздушного движения;
- объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии;
- гидротехнические сооружения, стационарные и (или) плавучие платформы, искусственные острова;
- подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации;
- объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения и иной деятельности в сфере здравоохранения;
Объекты ГЧП-проектов (ст. 7)
- объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения
- объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
- объекты благоустройства территорий, в том числе для их освещения;
- мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры, за исключением государственных мелиоративных систем;
- объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии сельского хозяйства перечень и определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации;
- объекты охотничьей инфраструктуры;
- имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности.
Объекты концессионных соглашений
В отношении некоторых объектов ГЧП-проекты возможны только посредством концессионных соглашений, в частности:- метрополитен;
- объекты производственной и инженерной инфраструктур;
- объекты по производству, передаче и распределению тепловой энергии;
- системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем;
- объекты социального обслуживания населения.
Право частной собственности на объект соглашения
- В ФЗ о ГЧП не предусмотрено, что право собственности автоматически переходит к публичному партнеру. Из этого следует, что изначально право собственности на созданный объект передается частному партнеру.
- Однако, если финансовые затраты публичного партнера больше, чем частного, право собственности автоматически переходит к публичному партнеру.
Порядок заключения соглашений
ФЗ о ГЧП предусматривает два вида заключения ГЧП-соглашений: по инициативе частного партнера и по инициативе публичного партнера.В случае инициативы публичного партнера проводится конкурс на право заключения ГЧП-проекта в соответствии с главой 5. В случае инициативы частного партнера – подается заявление о реализации ГЧП-проекта и банковская гарантия, при этом проведение конкурса не требуется.
Инициатива о реализации ГЧП-проекта от частного партнера (ст. 8)
- описание проекта и обоснование его актуальности;
- цели и задачи реализации проекта, определяемые с учетом целей и задач, которые
предусмотрены документами стратегического планирования;
- сведения о публичном партнере;
- проект соглашения, включающий в себя существенные условия
- срок реализации проекта или порядок определения такого срока;
- оценку возможности получения сторонами соглашения дохода от реализации проекта;
- прогнозируемый объем финансирования проекта, в том числе прогнозируемый объем финансирования проекта за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и объем частного финансирования, в том числе необходимый объем собственных средств частного партнера и (или) необходимый объем заемного финансирования, а также планируемый срок погашения кредитов и займов в случае, если предусматривается заемное финансирование;
- описание рисков (при их наличии), связанных с реализацией проекта;
- сведения об эффективности проекта и обоснование его сравнительного преимущества;
- иные определенные Правительством Российской Федерации сведения.
Контроль за исполнением ГЧП-проектов
Порядок контроля над исполнением ГЧП-проектов будет устанавливаться Правительством РФ.Несмотря на то, что механизм контроля над проектами ГЧП еще детально не разработан, само по себе законодательное закрепление контроля – одно из нововведений ФЗ о ГЧП, так как ФЗ о концессионных соглашениях не предусматривает контроля над исполнением соглашений.
«Дедушкина оговорка»
К соглашениям, заключенным до вступления в силу ФЗ о ГЧП, будут применяться положения законов субъектов РФ и муниципальных образований о ГЧП. Такие соглашения действуют до окончания срока их действия на условиях, на которых они были заключены.