1. Главная
  2. Публикации
  3. Обзоры законодательства
  4. Обзор изменений законодательства за август — октябрь 2014 г. в гражданском, банковском, налоговом, финансовом и международном праве

Обзор изменений законодательства за август — октябрь 2014 г. в гражданском, банковском, налоговом, финансовом и международном праве

Гражданское право

Иностранное участие в СМИ сильно сокращено.

Следующим категориям иностранных лиц запрещено учреждать СМИ, выступать его редакцией, а также владеть, управлять или контролировать более 20% долей (акций) в уставном капитале участника (члена, акционера) учредителя или редакции СМИ:

  • Иностранным государствам.
  • Международным организациям.
  • Россиянам, имеющим гражданство другой страны.
  • Апатридам.
  • Иностранным физическим и юридическим лицам.
  • Российским организациям с иностранным участием более 20%.

Вышеуказанное правило не действует лишь в том случае, если иное предусмотрено международным договором России.

Предусмотрен универсальный механизм контроля участия иностранных элементов в системе владения, управления и контроля СМИ.

Последствия нарушения указанных выше требований:

  • Ограничение различных корпоративных прав вышеуказанных категорий лиц, как акционеров учредителей СМИ, так и акционеров организаций, являющихся акционерами учредителей СМИ. 
  • Любые сделки, которые приводят к нарушению установленных требований, признаются ничтожными.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г., за исключением отдельных положений.

Нормативный акт: Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 305-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации».    

Установлено полное и сокращенное наименование публичного и непубличного акционерного общества.

Фирменное наименование публичного акционерного общества должно содержать указание на то, что такое общество является публичным.

Полное фирменное наименование публичного акционерного общества на русском языке должно содержать полное название общества и слова "публичное акционерное общество", сокращенное - полное или сокращенное название общества и слова "публичное акционерное общество" или "ПАО».

В отношении непубличного акционерного общества в полном фирменном наименовании должны быть указаны слова "акционерное общество", в сокращенном - "акционерное общество" или "АО".

Нормативный акт: Письмо Федеральной налоговой службы от 4 сентября 2014 г. N СА-4-14/17740@.

Обновлены процедуры эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Новые стандарты позволят создать условия для эмиссии облигаций с залоговым обеспечением денежными требованиями, эмитентами которых в т. ч. являются специализированные общества, эмиссии облигаций с обеспечением с разной очередностью исполнения обязательств, а также заменой специализированного общества - эмитента в случае его банкротства.

Стандарты не распространяются на эмиссию государственных и муниципальных ценных бумаг, а также облигаций Банка России.

Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные ФСФР России, не применяются.

Нормативный акт: Положение Банка России от 11 августа 2014 г. № 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».

Ограничен перечень видов экономической деятельности, при занятии которыми иностранцы могут получить гражданство РФ в упрощенном порядке.

Нормативный акт: Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2014 г. N 994 "Об установлении видов экономической деятельности, при осуществлении деятельности в которых иностранному гражданину и лицу без гражданства, являющимся индивидуальными предпринимателями, а также иностранному гражданину и лицу без гражданства - инвесторам предоставляется право на обращение с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».

Подача заявления о выборе метода экономически обоснованных затрат в теплоснабжении и водоснабжении на 2015 г.

Организации, осуществляющие данные виды деятельности вправе подать соответствующее заявление до 1 ноября 2014 г.

Органы регулирования должны рассмотреть такие заявления до 1 декабря 2014.

Нормативный акт: Постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1011 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части применения методов регулирования тарифов».

Введение постоянного зимнего времени.

26 октября 2014 г. в 2 часа 00 минут вступают в силу законодательные поправки, которые вводят постоянное "зимнее" время (необходимо единожды перевести стрелки часов по всей стране на 1 час назад). Также изменениями установлены новые часовые зоны (всего 11 поясов).

С этой даты утрачивает силу постановление Правительства РФ, которым определялись прежние 9 часовых поясов.

Нормативный акт: Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2014 г. N 1001 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2011 г. N 725».

Банковское право

Установлены правила банковского сопровождения государственных контрактов.

Данные правила не распространяются на:

  • Гособоронзаказ.
  • Контракты, сведения о которых составляют государственную тайну.
Выделено 2 вида банковского сопровождения госконтрактов:
  • Мониторинг расчетов по контракту. Он проводится в отношении контрактов жизненного цикла (в частности, на выполнение работ по проектированию и строительству автодорог, портов, объектов ЖКХ) и (или) контрактов, начальная (максимальная) цена которых (цена для единственного поставщика) превышает 10 млрд руб. Также речь идет о контрактах, заключаемых с единственным поставщиком по решению Президента РФ или Правительства РФ, цена которых превышает 10 млрд руб., предусматривающих привлечение заказчиком банка в целях банковского сопровождения и не содержащих условие об обеспечении исполнения контракта.
  • Оказание банком услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям контракта. Он применяется в случаях, если цена контракта, заключаемого в целях строительства (реконструкции) объекта с единственным поставщиком на основании президентского или правительственного акта, превышает 10 млрд руб. и он не предусматривает условия об обеспечении его исполнения; если начальная (максимальная) цена контракта превышает 15 млрд рублей и утвержденная госпрограмма устанавливает обязанность привлечь банк в целях банковского сопровождения.

Прописан порядок отбора банков.

Нормативный акт: Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. N 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов».

Уточнена методика определения величины собственных средств кредитной организации.

Учитываются базовый и добавочный капиталы:

  • В базовый капитал включаются привилегированные акции, выпущенные в соответствии с Законом о дополнительных мерах по поддержке финансовой системы (уставной капитал кредитной организации - акционерного общества).
  • В добавочном капитале учитываются субординированные кредиты, предоставленные резидентами нашей страны в рамках закона.

Указание Банка России от 5 сентября 2014 г. N 3377-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 28 декабря 2012 года N 395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")».

Уточнен запрет банкам заниматься торговой деятельностью.

Данное ограничение не распространяется на следующие операции:

  • Продажа имущества, приобретенного кредитной организацией в целях обеспечения своей деятельности.
  • Реализация заложенного должником имущества при обращении на него взыскания.
  • Продажа имущества, полученного кредитной организацией по договору в качестве отступного

    Нормативный акт: Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 286-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Изменения в регулировании деятельности Центрального Банка.

Исправлена техническая ошибка в Законе о наделении ЦБ РФ полномочиями финансового мегарегулятора. Из статьи 49 Закона, в части, касающейся требований к арбитражным управляющим в делах о банкротстве финансовых организаций, применяемых до утверждения программы подготовки таких арбитражных управляющих и в течение 90 дней после этого. Была указана неправильная ссылка на положения Закона о несостоятельности (банкротстве).

Нормативный акт: Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 288-ФЗ «О внесении изменения в статью 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков».

Внесены изменения в требования к хранению кредитными организациями архивных документов

В Законе об архивном деле уточнено, что уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти утверждает не только перечни типовых архивных документов, но и инструкцию по их применению.

Также закреплено, что специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти утверждает совместно с Центральным Банком РФ перечень документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций (с указанием сроков их хранения), и утверждает инструкцию по его применению.

Нормативный акт: Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 289-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Налоговое и финансовое право

Пересмотрены критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим налогоплательщикам.

Пересмотрены критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим:

  • Критерий "взаимозависимость между организациями" заменен на "признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц".
  • Введен новый критерий - наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности.
  • Пересмотрены критерии для организаций, подлежащих администрированию на региональном уровне. В частности предусмотрено, что организации, применяющие специальные налоговые режимы, к категории крупнейших налогоплательщиков не относятся
Срок сохранения статуса крупнейшего налогоплательщика сокращен с 3 лет до 2 лет.

УФНС и МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам обязаны представлять в Контрольное управление Службы информацию по организациям, соответствующим критериям, исходя из показателей финансово-экономической деятельности организаций за предшествующие 3 года (не считая года, в котором представляется информация), а также исходя из признаков взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц. Делается это ежегодно до 1 октября.

Нормативный акт: Приказ Федеральной налоговой службы от 19 сентября 2014 г. N ММВ-7-2/483@ «О внесении изменений в приказы МНС России и ФНС России».

Серьезные изменения, касающиеся имущественных налогов.

Вносятся изменения в налог на имущество физических лиц:

  • С 2015 г. вводится исчисление указанного налога исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости. Все регионы должны будут перейти на взимание налога с кадастровой стоимости до 1 января 2020 г.
  • Сохраняются существующие налоговые льготы. Однако они предоставляются только по 1 объекту каждого вида (по выбору налогоплательщика).
  • Помимо льгот предусматриваются вычеты.
Внесены изменения в порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов, облагаемых исходя из кадастровой стоимости. В частности, расширяется перечень таких объектов. В него включаются жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств

Внесены изменения в порядок исчисления и уплаты земельного налога. В частности, освобождены от налогообложения участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома. Регулируется порядок исчисления налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода.

Нормативный акт: Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».

Расширен перечень операций, подпадающих под обязательный контроль Росфинмониторинга.

В этот перечень включены такие операции, как операции (зачисление и списание денежных средств) по счетам (вкладам), покрытым (депонированным) аккредитивам хозяйственных обществ, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности России, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, если сумма, на которую совершается такая операция, равна или превышает 50 млн руб. Код – 4007.

Нормативный акт: Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 27 августа 2014 г. N 39 "О применении пункта 1.3 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О Противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Арбитражный и гражданский процесс

Уточнен порядок работы банков с исполнительными документами.

В случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), кредитная организация вправе для проверки подлинности задержать исполнение документа, но не более чем на 7 дней.

В случае необоснованного списания средств со счетов клиентов банк несет ответственность.

В случае отсутствия информации в электронных сервисах и необходимости дополнительной проверки подлинности кредитным организациям рекомендуется обращаться в суд, выдавший исполнительный лист, и (или) к клиенту за ее подтверждением.

Нормативный акт: Письмо Банка России от 2 октября 2014 г. N 167-Т «О мерах по снижению операционных рисков при принятии к исполнению исполнительных документов».

Международное право

Ратифицирован Договор о Евразийском экономическим союзе.

Россия, Казахстан и Белоруссия заключили Договор в Астане 29 мая 2014 г. Союз является международной организацией региональной экономической интеграции.

Стороны Договора приняли обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также проводить согласованную политику в ключевых отраслях экономики: энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

Предусмотрено создание общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий, а также формирование общих электроэнергетического и нефтегазовых рынков.

Органами ЕАЭС являются Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия и Суд Союза.

Бюджет Союза формируется за счет долевых взносов стран-членов.

В рамках ЕАЭС продолжит функционирование Таможенный союз.    

Нормативный акт: Федеральный закон от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе».

Россия вводит ввозные таможенные пошлины в отношении товаров, страной происхождения которых является Украина.

27 июня 2014 г. Украина заключила Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом.

Решено ввести ввозные пошлины на отдельные виды товаров из Украины. Это, в частности, мясная, молочная и кондитерская продукция, фрукты, овощи, зерновые, алкоголь, сигареты, сантехника, мебель, одежда, обувь, легковые автомобили.

Пошлины начнут действовать через 10 дней после выявления действий Украины по применению соглашения или его имплементации.

В этом случае ввоз украинских товаров будет облагаться по ставкам Единого таможенного тарифа Таможенного Союза, установленным в соответствии с режимом наиболее благоприятствуемой нации.

Нормативный акт: Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2014 г. N 959 «О введении ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, страной происхождения которых является Украина».

Конституционное право

Конституционный Суд РФ пояснил, что следует считать пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.

Противоправными признаются только определенные публичные действия.
Это действия, целью которых является распространение информации, популяризирующей среди несовершеннолетних или навязывающей им (в т. ч. исходя из обстоятельств совершения данного деяния) нетрадиционные сексуальные отношения.

Суды, оценивая конкретные действия лица, не должны использовать формальный подход. Т. е. нужно принимать во внимание весь комплекс фактических обстоятельств, подтверждающих или, напротив, опровергающих наличие в действиях признаков противоправной пропаганды или навязывания указанной информации.

Суды должны учитывать время, место и способ распространения соответствующей информации, а также мотивы, которыми руководствовалось лицо.

Нормативный акт: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2014 г. N 24-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова».

+7 (495) 649-87-12