1. Главная
  2. Публикации
  3. Обзоры законодательства
  4. Обзор изменений законодательства в гражданском, корпоративном, налоговом и процессуальном праве за июль – сентябрь 2013 г.

Обзор изменений законодательства в гражданском, корпоративном, налоговом и процессуальном праве за июль – сентябрь 2013 г.

Гражданское право

ФНС разработала новые формы документов, представляемые для государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств и некоммерческих организаций

С 4 июля 2013 года применяются новые формы документов. С указанной даты утрачивает силу Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, которым утверждены формы документов, применяемые в настоящее время, и вступают в силу приказы ФНС России и Минюста России, содержащие новые формы документов.

С 4 июля 2013 года по новым формам должны представляться не только документы для государственной регистрации экономических субъектов, но и выдаваемые им документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ и ЕГРИП о государственной регистрации (внесении в реестры иных сведений).

Нормативный акт: Письмо ФНС России от 21.06.2013 N ПА-4-6/11289@ "О вступлении в силу приказов
ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ и от 13 ноября 2012 года
N ММВ-7-6/843@".

Уточнены правовые основы регулирования объектов гражданских прав, к которым относятся движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, нематериальные блага

Законом вводится понятие "единый недвижимый комплекс", т. е. совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

В новой редакции изложена глава "Ценные бумаги". Уточняется понятие ценных бумаг, их виды, устанавливаются требования к документарным и бездокументарным ценным бумагам.

Нормативный акт: Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Федеральный закон вступит в силу с 1 октября 2013 года.

Упрощен порядок выкупа государственного имущества субъектами малого и среднего предпринимательства

Так, в частности, предусмотрено преимущественное право выкупа указанными субъектами арендуемого имущества (по состоянию на 1 июля 2013 года), находящееся во временном владении или временном пользовании непрерывно в течение не менее двух лет.

В случае если ранее было отказано в выкупе арендуемых помещений из-за действовавших ограничений максимальной площади помещений, дается право
на подачу повторного заявления о включении помещений в перечень отчуждаемого имущества. Устанавливается срок рассрочки оплаты стоимости имущества – три года.

Кроме того, срок приватизации помещений продлевается на два года – до 1 июля 2015 года.

Нормативный акт: Федеральный закон от 02.07.2013 N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства".

Разработаны форма свидетельства о регистрации уведомления о залоге движимого имущества (о возникновении залога в силу закона) и форма свидетельства о регистрации уведомления о залоге движимого имущества (о возникновении залога в силу договора)

Данные формы утверждены в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2012 N 166-ФЗ, которым были внесены дополнения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.

Нормативный акт: Приказ Минюста России от 24.07.2013 N 125 "Об утверждении форм свидетельств о регистрации уведомления о залоге движимого имущества". Зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2013 N 29297.

ВАС РФ дает разъяснения по вопросам, связанным с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)"

Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.04.2009 N 32 определено, что сделка должника, направленная на нарушение прав и законных интересов кредиторов
(в частности, направленная на уменьшение конкурсной массы сделка по отчуждению по заведомо заниженной цене имущества должника третьим лицам), совершенная до или после возбуждения дела о банкротстве, может быть признана недействительной по требованию арбитражного управляющего или кредитора.

Настоящим постановлением уточнено, что исковая давность по такому требованию составляет три года и исчисляется со дня, когда оспаривающее сделку лицо узнало
или должно было узнать о наличии обстоятельств, являющихся основанием для признания сделки недействительной, но не ранее введения в отношении должника первой процедуры банкротства.

При рассмотрении требования о признании сделки недействительной судам необходимо иметь в виду: если другая сторона сделки докажет, что целью сделки небыло причинение убытков кредиторам или должнику либо на момент совершения сделки она не знала и не должна была знать о такой цели сделки, то сделка не может быть признана судом недействительной.

При рассмотрении требования об оспаривании договора поручительства (залога), выданного по обязательству заинтересованного лица, могут приниматься во
внимание следующие обстоятельства: были ли должник и заинтересованное лицо платежеспособными на момент заключения оспариваемого договора, было ли заключение такого договора направлено на реализацию нормальных экономических интересов должника (например, на получение заинтересованным лицом кредита для развития его общего с должником бизнеса), каково было соотношение размера поручительства и чистых активов должника на момент заключения договора, была
ли потенциальная возможность должника после выплаты долга получить выплаченное от заинтересованного лица надлежащим образом обеспечена (например, залогом имущества заинтересованного лица) и т. п., а также знал ли и должен ли был знать об указанных обстоятельствах кредитор.

Нормативный акт: Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 60 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.04.2009 N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Арбитражным судам даны разъяснения возникающих в судебной практике вопросов по спорам о достоверности адресов юридических лиц при их государственной регистрации

В частности, сообщается, что при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на
ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т. п.), за исключением случаев,
когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

При рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

Нормативный акт: Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица".

17.09.2013 Государственная Дума РФ приняла во втором чтении пакет поправок в третью часть ГК РФ, посвященную вопросам международного частного права

В ГК РФ введены следующие новеллы:

  • Новеллы, направленные на повышение уровня защиты российских потребителей. Согласно поправкам в ГК потребитель сможет защитить права на основе законодательства своей страны в том случае, если его иностранный контрагент направляет деятельность на территорию страны места жительства потребителя. Данная поправка затронет покупку россиянами товаров через Интернет, если интернет-страница не была зарегистрирована в России, но она направлена на российских потребителей.
  • Новеллы, согласно которым будет запрещено использовать англосаксонскую систему права при создании юридического лица, определения прав акционеров, заключения соглашений акционеров или разрешении споров, если данные вопросы урегулированы императивными нормами российского законодательства.
  • Статья о сфере действия вещных прав.


Корпоративное право. Ценные бумаги

ФСФР России сообщает, что требования статьи 10.1 Федерального закона  "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям"  не распространяются на кредитные организации, осуществляющие деятельность  профессионального участника рынка ценных бумаг

Сообщается также, что профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан в письменной форме направить в ФСФР России уведомление о предполагаемом избрании (назначении) соответствующего кандидата на должность, в том числе и при повторном избрании (назначении) соответствующего кандидата на ту же должность:

  • Единоличного исполнительного органа.
  • Руководителя службы внутреннего контроля.
  • Контролера профессионального участника рынка ценных бумаг.
  • Руководителя структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг, в случае совмещения деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг с иными видами деятельности, а именно: клиринговая деятельность, деятельность по организации торговли, деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, деятельность инвестиционных фондов. 
Временное возложение обязанностей (до 30 дней) по указанным должностям не требует получения согласия ФСФР России.

В течение 10 рабочих дней со дня получения Уведомления ФСФР России дает согласие на назначение или представляет мотивированный отказ в письменной форме. Сведения о выданных согласиях размещаются также на официальном сайте ФСФР России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.fcsm.ru.

Формы уведомлений приведены в приложении к письму.

Нормативный акт: Информационное письмо ФСФР России от 23.07.2013 N 13-ДП-02/27429 "О разъяснении вопросов, касающихся предоставления информации в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".

С 1 сентября 2013 года на Банк России возложены функции мегарегулятора финансовых рынков

Законом вносятся изменения в ряд законодательных актов, в том числе: Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", "О негосударственных пенсионных фондах", "Об инвестиционных фондах", "О несостоятельности (банкротстве)" и др. Основная часть изменений связана с передачей Банку России функций ФСФР России.

В соответствии с новыми положениями Банк России, в частности:

  • Разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации (во взаимодействии с Правительством РФ).
  • Осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (в том числе страховых, клиринговых, микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов и др.).
  • Осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах.
  • Осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах.
  • Осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного обеспечения.
Национальный банковский совет переименован в Национальный финансовый совет. Члены Национального банковского совета со дня вступления в силу Федерального закона осуществляют свои полномочия в качестве членов Национального финансового совета.

Нормативный акт: Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному
банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

С 1 сентября 2013 года образуется Служба Банка России по финансовым рынкам, которая будет осуществлять функции упраздняемой с указанной даты Федеральной службы по финансовым рынкам

Межрегиональные управления Службы Банка России по финансовым рынкам образуются на базе существующих региональных отделений ФСФР России и будут располагаться по соответствующим адресам; за Службой Банка России по финансовым рынкам и ее межрегиональными управлениями сохраняются контактные телефоны ФСФР России и ее региональных отделений.

Все начатые ФСФР России и ее региональными отделениями до 1 сентября 2013 года процедуры, в том числе процедуры лицензирования, государственной
регистрации выпуска ценных бумаг, проведения проверок, рассмотрения жалоб и обращений, будут осуществляться (завершаться) Службой Банка России по финансовым рынкам и ее межрегиональными отделениями на основании ранее представленных в ФСФР России документов.

ВАС РФ разъяснил основания возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица, и некоторые вопросы процессуального характера, связанные со взысканием таких убытков

В Постановлении Пленума ВАС РФ разъясняются, в частности:

  • Необязательность оценки негативных последствий в результате решений и действий руководителей юридических лиц как свидетельства о недобросовестности или неразумности этих решений и действий, т. к. возможность возникновения таких последствий сопутствует рисковому характеру предпринимательской деятельности.
  • Обстоятельства, при которых недобросовестность действий руководителей юридического лица можно считать доказанной (в частности конфликт интересов руководителей и самого юридического лица, сокрытие информации о совершенной сделке от участников юридического лица, совершение сделки без требующегося одобрения органов юридического лица, и т. д.).
  • Обстоятельства, при которых можно считать доказанной неразумность действий руководителей юридического лица (в частности принятие решения без учета известной и имеющей значение информации, неосуществление действий для получения такой информации, совершение сделки без соблюдения обычно требующихся или принятых в данном юридическом лице внутренних процедур для совершения аналогичных сделок).

Оценка факта неисполнения руководителями юридического лица требований законодательства, в частности налогового, при решении вопроса о добросовестности и разумности их действий.

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при оценке действий руководителей юридического лица по выбору представителей юридического лица, контрагентов по гражданско-правовым договорам, подбору работников юридического лица, организации системы его управления.

Подведомственность арбитражным судам споров по искам о привлечении к ответственности руководителей юридических лиц.

Правомочия участников юридического лица по подаче иска о возмещении руководителями юридического лица причиненных ими убытков.

Содержание исполнительного листа, выдаваемого в случае принятия решения об удовлетворении указанного иска участника юридического лица.

Нормативный акт: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица".



Арбитражный процесс

Поступление судебного дела в арбитражный суд из судов вышестоящих инстанций для выдачи исполнительного листа не является необходимым

Это связано с тем, что в настоящее время все судебные акты, принятые арбитражными судами, размещаются в автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет.

В случаях обращения взыскателя в суд первой инстанции с заявлением о выдаче исполнительного листа до возвращения дела в суд первой инстанции, судья
рассматривает такое заявление при условии, что взыскатель представил копии всех вынесенных по данному делу постановлений судов вышестоящих инстанций, заверенных ими в установленном порядке.

Судья проверяет в системе "Картотека арбитражных дел" наличие постановлений, свидетельствующих о вступлении судебного акта в законную силу, и их тождественность представленным взыскателем копиям. В случае их соответствия исполнительный лист выдается взыскателю.

При наличии расхождений в копиях судебных актов, представленных взыскателем, и электронных копиях судебных актов, размещенных в системе "Картотека
арбитражных дел", в выдаче исполнительного листа должно быть отказано до поступления в арбитражный суд первой инстанции судебного дела с оригиналами судебных актов. При этом для обеспечения возможности выдачи исполнительных листов при отсутствии в суде судебного дела следует проверить наличие в электронной регистрационной карточке судебного дела сведений, необходимых и достаточных для обеспечения возможности оформления в последующем исполнительного листа, до направления материалов дела с жалобой в суды вышестоящих инстанций.

Нормативный акт: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 159 "О порядке выдачи исполнительных листов по вступившим в законную силу судебным актам в случае
нахождения материалов в судах вышестоящих инстанций".

Информация о внепроцессуальных обращениях к судье по делам, находящимся в его производстве, к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или судебной коллегии подлежит преданию гласности путем ее размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".

Соответствующие изменения внесены в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации", в УПК РФ, в КоАП РФ, в АПК РФ, в ГПК РФ и в Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

Под внепроцессуальным обращением понимается обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства.

Наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по делу, находящемуся в его производстве, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.

Нормативный акт: Федеральный закон от 02.07.2013 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В связи с началом деятельности Суда по интеллектуальным правам (с 3 июля 2013 года) разъяснены правила подсудности споров с этой даты и переходные положения

В частности, перечислены категории дел, которые подсудны Суду по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции и суда кассационной
инстанции.

Разъяснены переходные положения. Сообщается, что дела, рассмотрение которых отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам и которые находились в производстве судов общей юрисдикции на день начала деятельности Суда по интеллектуальным правам, подлежат дальнейшему рассмотрению судами общей юрисдикции по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством. Указанные дела не передаются в Суд по интеллектуальным правам по подведомственности.

Также разъяснены вопросы по делам, не принятым к своему производству арбитражными судами на день начала деятельности Суда по интеллектуальным правам.

С подробным перечнем дел, отнесенных к компетенции Суда по интеллектуальным правам, можно ознакомиться на его официальном сайте в разделе "Вопросы разграничения компетенции".

ВАС РФ представил рекомендации, касающиеся порядка рассмотрения дел с участием иностранных лиц

На примере конкретных судебных решений Президиум ВАС РФ разъяснил вопрос о правомерности, в частности:

  • Соглашения двух иностранных компаний о рассмотрении споров, возникающих из заключенного между ними договора, в конкретном российском арбитражном суде. Соглашения, согласно которому споры из правоотношений сторон должны рассматриваться в суде страны той из них, которая в будущем выступит ответчиком.
  • Определения подведомственности и подсудности спора на основе норм АПК РФ в том случае, если в соглашении между российским и иностранным контрагентами отсутствует указание на конкретный суд в РФ, в котором должны рассматриваться споры между ними.
  • Изменения императивных норм АПК РФ, устанавливающих внутригосударственную подведомственность и подсудность, в соглашении между иностранной компанией и индивидуальным предпринимателем.
  • Применения в отношении должника и нового кредитора, при уступке прав требования, соглашения о месте рассмотрения споров, заключенного между должником и предыдущим кредитором.
  • Признания арбитражным судом своей некомпетентности в случае установления им по заявлению стороны, что между сторонами заключено исполнимое и юридически действительное соглашение о рассмотрении спора исключительно судом иностранного государства.
Нормативный акт: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 N 158.

ВАС РФ разъяснил процессуальные особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению арбитражными судами

В Постановлении Пленума ВАС РФ затрагиваются, в частности, такие вопросы, как:
  • Определение нормативных правовых актов, в том числе отнесение к таким актам генеральных планов поселений и городских округов, схем территориального планирования, а также возможность и основания отнесения к нормативным правовым актам решений органов власти в сфере ценообразования.
  • Правовые основания рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • Особенности принятия судьей заявлений о признании нормативного правового акта недействующим (требования к форме и содержанию заявления, право обращения в арбитражный суд с таким заявлением прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, а также действия судьи в случае признания им оспариваемого акта ненормативным либо содержащим положения как нормативного, так и ненормативного характера). Привлечение к делу в качестве заинтересованного лица органа государственной власти, к полномочиям которого отнесено осуществление государственной регистрации оспариваемого акта.
  • Содержание проверки оспариваемого нормативного правового акта по таким факторам, как полномочия принявшего его органа власти, соответствие установленным требованиям к форме акта, соответствие вышестоящим нормативным правовым актам.
  • Проверка связи неоспоренных положений нормативного правового акта с оспоренными.
  • Возможность и основания рассмотрения арбитражным судом заявления о признании нормативного правового акта недействующим в случае, если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу об оспаривании этого акта.
  • Основания рассмотрения арбитражным судом дела по существу в случае отказа заявителя от своего требования.
Нормативный акт: Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".

Определение ВАС РФ от 27.08.2013 N ВАС-10508/13 по иску банкротящегося литовского банка ОАО Банк СНОРАС к ОАО Инвестиционная компания "Мир Фантазий (Россия, Москва) (далее – компания)

Суть дела и доводы коллегии судей ВАС РФ состоят в следующем:
  • "Акционерный коммерческий банк "Конверсбанк-Москва" (далее – Конверсбанк- Москва) заключил кредитный договор с компанией-заемщиком, обеспеченный залогом ипотеки ее имущества. Права требования по кредитному договору Конверсбанк-Москва по договору цессии передал банку Снорас.
  • Банк Снорас был признан неплатежеспособным.
  • Сберкред Банк уведомил банк Снорас об одностороннем расторжении договора о корреспондентских отношениях и по договору цессии уступил компании право требования денежных средств, находящихся на корреспондентском счете.
  • Компания имела неисполненные обязательства по кредитному договору перед банком Снорас, и, учитывая, расторжение договора о корреспондентских отношениях, компания на основании договора уступки права требования заявила о зачете встречных однородных требований.

  • Банк Снорас посчитал, что зачет требований, осуществленный в период моратория, не соответствует законодательству и обратился в арбитражный суд с настоящим иском о признании сделки по зачету встречных однородных требований недействительной.

  • Применимым правом для установления действительности сделки по зачету является российское право, избранное сторонами в кредитном договоре. Но так как основания для заявления требования о признании сделки по зачету недействительной возникли в рамках осуществляемой в Литовской Республике процедуры банкротства банка Снорас, поэтому такие основания должны определяться по литовскому праву как по праву государства, в котором осуществляется процедура банкротства (lex concursus).

  • В силу того, что компания обратилась с заявлением о зачете после введения моратория и отзыва у банка Снорас лицензии, то в соответствии с императивными нормами литовского законодательства сделка по зачету является недействительной.

  • Вопрос о допустимости уступки права требования по договору о корреспондентских отношениях надо решать на основании норм литовского законодательства, так как в договоре о корреспондентских отношениях и пророгационном соглашении в качестве применимого права стороны избрали литовское право.

ВАС РФ определил, что лицо, не имеющее статуса банка, приобретенного в установленном законом порядке, не может стать стороной по договору корреспондентского счета, в том числе путем уступки права требования по следующим 2-м причинам:
  • Во-первых, согласно литовскому законодательству сторонами по договору корреспондентского счета могут быть только банки.
  • Во-вторых, права из договора корреспондентского счета, тесно связанного с банком-респондентом (клиентом), могут быть уступлены только банку.



Налоговое право

Пленумом ВАС РФ даны разъяснения по вопросам применения положений части первой Налогового кодекса РФ

В целях единообразного разрешения судебных споров, связанных с применением положений НК РФ, разъяснены, в частности, следующие вопросы:

Полномочия налоговых органов при проведении проверок:

  • Проведение осмотра допускается только в рамках выездной проверки.
  • При приостановлении проверки не допускается получение объяснений налогоплательщика и допрос его работников. Налогоплательщик обязан представить документы, истребованные до приостановления.
  • Документы могут истребоваться только в пределах сроков, установленных для мероприятий налогового контроля.

При проведении проверки налогоплательщик имеет право заявить об использовании налоговой льготы, которая ранее не заявлялась, путем подачи уточненной декларации или иного заявления.

Налоговые органы в ходе проведения проверки будут обязаны учесть переплату по конкретному налогу и не будут обязаны учесть переплату других налогов в бюджет.

Налоговый орган не может многократно взыскивать одну и ту же сумму налоговой задолженности с разных счетов.

Допускается взыскание пени с налогового агента:

  • Пеня в отношении налогового агента начисляется до наступления срока уплаты налога; после наступления этого срока пеня взыскивается с налогоплательщика.
  • Исключение из данного правила: недоимка может быть взыскана с налогового агента, если налогоплательщик – иностранное лицо, не состоящее на учете в российских налоговых органах, в отношении которого невозможно налоговое администрирование.
Признана возможность налоговых органов изменять или отменять свои решения, если это улучшает положение налогоплательщика.

Сформулировано ряд положений, направленных на предотвращения злоупотребления правом на судебное оспаривание:

  • Раскрытие друг другу доказательств до суда, последствие удержания доказательств без объективных препятствий к их представлению – отнесение на виновную сторону судебных расходов независимо от исхода дела. Оспаривать решения налоговых органов, которые выносились после и по итогам проверок можно только со ссылкой на нарушение сроков и порядка их принятия, но не на ошибочность доначислений и не на нарушение процедуры принятия решения о доначислении.
  • О существенных нарушениях налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки надо заявить в вышестоящий налоговый орган, иначе о таких нарушениях нельзя будет заявить в суде.
При рассмотрении спора в суде налоговый орган не вправе применять обеспечительные меры в административном порядке.

Срок обращения в суд с заявлением о возврате и зачете переплат начинает исчисляться со дня, когда налогоплательщик должен был узнать о нарушении своего права на возврат и зачет.

Если суд признал решение о доначислениях недействительным, но спорная налоговая задолженность была взыскана, то суд обязывает налоговый орган вернуть взысканное налогоплательщику.

Нормативный акт: Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса
Российской Федерации".