Гражданское право
С 01 января 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ)
Федеральный закон №44-ФЗ заменит пока еще действующий Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ, в России будет создана контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая будет включать в себя участников контрактной системы и осуществляемые ими действия, направленные на удовлетворение государственных и муниципальных нужд.
Федеральный закон №44-ФЗ вводит следующие новые способы определения поставщиков:
- Конкурс с ограниченным участием (ст. 4.2):
- Применяется в 2-х случаях: к товарам, работам, услугам высокосложного или инновационного характера и к выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия.
- Главное отличие заключается в том, что к участникам конкурса с ограниченным участием Правительство РФ может устанавливать дополнительные требования, перечень которых является открытым.
- Двухэтапный конкурс (ст. 4.3):
- Применяется при соблюдении заказчиком 2-х условий: заказчику необходимо обсуждать и уточнять с участниками закупки те или иные характеристики объекта закупок; конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ и т.п.
- На первом этапе участники подают первоначальные конкурсные заявки без указания предложений о цене контракта
- На втором этапе конкурса участники вправе представить окончательные конкурсные заявки с указанием цены и с учетом измененных параметров контракта либо отказаться от участия в конкурсе.
- Запрос предложений (ст. 4.5): он может проводиться в 9 случаях, указанных в Законе.
- Метод сопоставимых рыночных цен.
- Нормативный метод.
- Тарифный метод.
- Проектно-сметный метод.
- Затратный метод.
В ст. 3.7 вводятся дополнительные критерии оценки заявок:
- Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров.
- Качественные, функциональные и экологические характеристика объекта закупок.
- Квалификация участников закупки, включая наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и иных необходимых для исполнения контракта материальных ресурсов, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Вводятся новые правила изменения и расторжения государственного контракта:
- Ст. 5.2 вводятся новые основания изменения государственного контракта по соглашению сторон.
- Согласно ст. 5.3, государственный контракт теперь можно расторгнуть вследствие одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения.
Нормативный акт: Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Внесены значительные изменения в Трудовой кодекс РФ: запрещены любые гражданско-правовые договоры, аналогичные трудовым договорам
Ст. 15 Трудового кодекса РФ дополнена ч. 2, согласно которой заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Согласно новой ст. 19.1, включенной в Трудовой кодекс РФ, любые отношения, возникшие на основании гражданско-правового договора, могут быть признаны трудовыми отношениями:
- Признание таких отношений трудовыми может осуществляться:
- Заказчиком по такому гражданско-правовому договору на основании письменного заявления исполнителя по такому договору.
- Судом на основании заявления исполнителя по такому договору или по материалам, направленным в суд государственной инспекцией труда.
- Отношения, возникшие на основании гражданско-правового договора, признанные впоследствии судом трудовыми отношениями, считаются таковыми со дня фактического допущения исполнителя по гражданско-правовому договору к исполнению обязанностей, предусмотренных гражданско-правовым договором.
Нормативный акт: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»».
Внесены существенные изменения в ряд законодательных актов в части секьюритизации финансовых активов.
Главная цель данных масштабных изменений – это создание условий для эффективного привлечения средств в российскую экономику и расширение круга доступных для инвесторов ценных бумаг.
Введен особый вид юридических лиц – «Специализированные общества»:
- Они будут 2-х типов: специализированное финансовое общество и специализированное общество проектного финансирования.
- Данные общества будут создаваться в рамках уже известных организационно-правовых форм: акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
- Данные общества будут обладать специальной правоспособностью. При этом, если в фирменном наименовании такого общества будет указание «специализированное общество», то контрагент по сделке с таким обществе будет презюмироваться знающим о специальной правоспособности такого общества.
- Установлены высокие гарантии исполнения обязательств по облигациям, выпущенным такими обществами:
- Уставный капитал оплачивается только деньгами.
- Запрещена добровольная ликвидация и реорганизация таких обществ.
- В случае банкротства, права и обязанности такого общества могут быть переданы другому Специализированному обществу.
- Такому обществу могут быть переданы по денежным обязательствам, в том числе по тем, которые возникнут в будущем из существующих или из будущих обязательств.
- Вводится возможность залога прав по договору банковского счета.
- Поступающие по денежным требованиям платежи подлежат зачислению на залоговый счет и могут расходоваться эмитентом только на выплаты по облигациям.
Будет создана единая информационная система нотариата, которая будет содержать реестр уведомлений о залоге движимого имущества.
Эмитент будет обязан направить нотариусу уведомление о залоге по облигациям.
Нормативный акт: Федеральный закон №249606-5«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 21 декабря 2013 г. подписан Президентом РФ.
Отменена необходимость уведомлять антимонопольный орган о совершении сделок (действий), за исключением внутригрупповых
Полностью исключается уведомительный контроль антимонопольного органа о совершаемых сделках.
Часть сделок не будут требовать ни уведомления антимонопольного органа, ни согласования их с ним.
К таким сделкам относятся сделки между материнской и ее дочерними компаниями, в которых материнская компания владеет прямо или косвенно более 50% акций или долей.
Однако данные нововведения не распространяются на некоторые внутригрупповые действия. В отношении таких действий действует согласительный порядок. Однако, если группа лиц будет раскрыта на официальном сайте антимонопольного органа, то согласительный порядок может быть заменен на уведомительный.
Нормативный акт: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №423-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции».
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил особенности применения арбитражными судами статей 178 и 179 Гражданского кодекса Российской Федерации
Сделка может быть признана недействительной как совершенная под влиянием заблуждения по ст. 178 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), если истец докажет, что при заключении договора им была допущена техническая ошибка:
- Последствие для заблуждавшейся стороны – возмещение другой стороне причинённого ей реального ущерба.
- Исключение: реальный ущерб не возмещается, если будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать о наличии заблуждения.
Заблуждение относительно правовых последствий сделки не является основанием для признания такой сделки недействительной.
Лицо вправе предъявить иск в суд о признании сделки недействительной как совершенной под влиянием заблуждения даже в том случае, если законом ему предоставлены другие способы защиты нарушенного права.
Обман при совершении сделки (статья 179 ГК РФ) может выражаться в намеренном умолчании лица об обстоятельствах, о которых оно должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Осведомленность стороны сделки об обмане предполагается, если третье лицо, от которого исходил обман, было привлечено этой стороной для оказания содействия в совершении сделки.
Сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана недействительной только если обстоятельства, относительно которых потерпевший был обманут, находятся в причинной связи с его решением о заключении сделки.
Применение насилия, являющегося одним из оснований для признания сделки недействительной по статье 179 ГК РФ, может подтверждаться любыми фактами и доказательствами, а не только фактом наличия уголовного производства по соответствующему делу.
Участник считается не вышедшим из состава общества, если суд признает, что заявление о выходе из состава общества было им сделано под влиянием угрозы.
Нормативный акт: Информационное письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 10 декабря 2013 г. №162 «Обзор практики применения арбитражными судами статей 178 и 179 Гражданского кодекса Российской Федерации».
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации дал арбитражным судам разъяснения по некоторым вопросам, возникающим у них в процессе рассмотрения дел, связанных с применением таможенного законодательства
При возникновении коллизий между нормами законодательства Таможенного союза и таможенного законодательства РФ, подлежат применению нормы законодательства Таможенного союза:
- Законодательство Таможенного союза включает в себя:
- Таможенный кодекс Таможенного союза.
- Международные договоры государств-членов Таможенного союза.
- При возникновении коллизий необходимо получать толкование Суда ЕврАзЭС. Получить данное толкование можно 2-мя способами:
- Обратиться через высший судебный орган государства-члена Таможенного союза
- Обратиться непосредственно в Суд ЕврАзЭС с заявлением об оспаривании актов и решений Европейской Экономической Комиссии.
При рассмотрении требований о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога судам необходимо исходить из того, что такие требования должны быть рассмотрены по существу.
Такое рассмотрение осуществляется независимо от того, оспаривались ли в судебном порядке решение таможенного органа, влияющее на исчисление таможенных платежей.
Указание декларантом или его представителем в таможенной декларации неверного кода по ТН ВЭД ТС, не связанное с заявлением при описании товара неполных, недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию по данной номенклатуре, само по себе не может служить основанием для привлечения декларанта к административной ответственности, определенной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ. Таким образом, код товара по ТН ВЭД ТС отнесен к информации о товаре, производной от основных сведений о нем.
При привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.5 КоАП РФ, следует иметь в виду, что под перемещением товаров и (или) транспортных средств через границы зоны таможенного контроля понимается физическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами границ.
Нормативный акт: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08 ноября 2013 г. №79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства».
Внесен законопроект о существенном увеличении контроля государства за Центробанком РФ путем наделения Правительства РФ рядом важных полномочий.
В соответствии с данным законопроектом, Правительству будут предоставлены следующие полномочия:
- Принимать участие во владении, пользовании и распоряжении имуществом, включая золотовалютные резервы, решать вопрос об инвестировании их в отечественное производство.
- Определять процентную ставку и механизм кредитования Центробанком банковой системы, т.е. ставку рефинансирования.
Нормативный акт: Законопроект №130800-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
С 3 марта 2014 г. Служба Банка России по финансовым рынкам будет ликвидирована.
В составе центрального аппарата Банка России будут созданы 6 департаментов, 2 главных управления и служба:
- Департамент развития финансовых рынков.
- Департамент допуска на финансовые рынки.
- Департамент сбора и обработки информации для отчетности некредитных финансовых организаций.
- Департамент страхового рынка.
- Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления.
- Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка.
- Главное управление рынка микрофинансирования.
- Главное управление противодействия практикам недобросовестного поведения на финансовых рынках.
- Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.
Очередность списания денежных средств со счета в случае их недостаточности для удовлетворения требований кредиторов приведена в соответствие с требованиями Конституционного Суда РФ
В соответствии с новой редакцией абзацев 4 и 5 пункта 2 статьи 855 ГК РФ при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств будет осуществляться в следующей очередности:
- В третью очередь - по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и в бюджеты государственных внебюджетных фондов
- В четвертую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.
Нормативный акт: Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П.
ВАС РФ дает разъяснения по вопросу оплаты потерь электроэнергии в бесхозяйных сетях
Пункт 55.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 признан противоречащим законодательным актам большей юридической силы.
Теперь исполнители и потребители коммунальных услуг по электроснабжению не обязаны оплачивать потери электроэнергии в бесхозяйных сетях.
Нормативный акт: Решение ВАС РФ от 28 октября 2013 г. NВАС-10864/13
Арбитражный процесс
Изменился порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде
Установлен новый порядок определения времени подачи документов в электронном виде в арбитражные суды. Время направления документа в арбитражный суд определяется по московскому часовому поясу.
Теперь именно московский часовой пояс является временем подачи документов в арбитражные суды.
При этом, если определенная таким образом дата окажется более поздней, чем дата, определенная по месту нахождения суда, то срок подачи документов не считается пропущенным.
Отдельный раздел посвящен возможности арбитражных судов просматривать документы, поданные в другие арбитражные суды. Данная новелла особенно облегчает работу судей при рассмотрении сложных банкротных процессов, а также даст возможность более точно устанавливать основания для приостановления производства по делу в связи с тем, что другой арбитражный суд рассматривает дело, касающееся того же материального правоотношения.
По-прежнему документы должны подаваться в арбитражный суд через электронную систему подачи документов в формате PDF. При этом размер каждого документа не должен превышать 10 Мб.
Нормативный акт: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08 ноября 2013 г. №79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства».
Формирование единой правоприменительной практики по налоговым спорам
В том случае, когда письменные разъяснения Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства о налогах и сборах с решениями, постановлениями и информационными письмами Высшего Арбитражного Суда РФ, подлежат применению акты судов со дня их официального размещения на официальных сайтах в Интернете.
Нормативный акт: Письмо Министерства финансов РФ от 07 ноября 2013 г. №03-01-13/01/47571.
Налоговое право
В Налоговый кодекс РФ внесены изменения, касающиеся уплаты налогов с доходов от ценных бумаг
При выплате доходов по ценным бумагам, которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, сумма налога исчисляется и удерживается налоговым агентом на основании представленной налоговому агенту информации о получателях доходов.
Если указанная выше информация не будет предоставлена, налоговый агент обязан уплатить налоги с указанных доходов с применением повышенных налоговых ставок в размере 30 процентов.
Определен перечень документов, подлежащих истребованию налоговыми органами при проведении налоговых проверок в отношении правильности исчисления и уплаты налоговыми агентами налогов (НДФЛ, налога на прибыль) в отношении указанных доходов.
Нормативный акт: Федеральный закон от 02 ноября 2013 г. №306-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Налогообложение доли при выходе участника из состава общества с ограниченной ответственностью
При выходе участника из состава общества с ограниченной ответственностью выплаченная ему действительная стоимость доли подлежит обложению НДФЛ (налогом на доходы физических лиц) на общих основаниях с полной суммы выплаченного дохода.
Нормативный акт: Письмо ФНС РФ от 08 ноября 2013 г. №БС-4-11/2000 «О налогообложении доходов физических лиц».
Особенности постановки на учет организации в налоговый орган на основании заявления налогоплательщика.
При возникновении у организации обязанности по уплате налога на имущество в отношении такого недвижимого имущества постановка ее на учет в налоговом органе может быть осуществлена на основании заявления налогоплательщика, составленного в произвольной форме (код документа 2801, справочник СДУНО) с приложением документов, подтверждающих факт подачи документов на государственную регистрацию прав.
Нормативный акт: Письмо ФНС РФ от 08 ноября 2013 г. №БС-4-11/2000 «О налогообложении доходов физических лиц».
Изменения, касающиеся консолидированной группы налогоплательщиков, внесены в Налоговый кодекс РФ ,Федеральный закон «О кредитной кооперации», а также прокомментированы в разъяснениях Федеральной налоговой службы РФ
Согласно изменениям, участниками консолидированной группы налогоплательщиков теперь могут быть микрофинансовые организации и потребительские кооперативы.
Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.
Микрофинасовые организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
При изменении состава участников консолидированной группы налогоплательщиков ее участники обязаны внести изменения в договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков в течение 1 месяца со дня появления таких изменений.
Соглашение об изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в связи с реорганизацией ее участника представляется в налоговый орган в течение 1 месяца со дня завершения реорганизации.
Нормативный акт: Федеральный закон от 02 ноября 2013 г. №301-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Письмо ФНС РФ от 18 ноября 2013 г. №ГД-4-3/20746@.
Установлен новый порядок исчисления налога на имущество организаций с кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества
Порядок определения налоговой базы как кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества будет применяться в отношении торговых комплексов, офисных зданий, помещений бытового обслуживания и объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих свою деятельность в России через постоянные представительства.
Нормативный акт: Письмо ФНС РФ от 15 ноября 2013 г. №БС-4-11/20611 «О налоге на имущество организаций».