1. Главная
  2. Публикации
  3. Обзоры законодательства
  4. Обзор изменений в законодательство за январь 2020 г.

Обзор изменений в законодательство за январь 2020 г.

20 Февраля 2020
421
Юридическая фирма "Надмитов, Иванов и партнёры" подготовила обзор изменений в законодательство за январь 2020 г. (доступен для скачивания в формате pdf в конце страницы). Что нового появилось в законодательстве?

Блок "Конституционное право"

1. В Государственную Думу Президентом РФ внесён Проект Закона, который предусматривает значительную трансформацию сложившейся системы организации политической власти в стране путём внесения изменений в Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Значительное внимание уделяется социальному вопросу: предлагается закрепить в Конституции гарантии минимального размера труда на уровне не меньшем, чем величина прожиточного минимума трудоспособного населения по РФ, а также гарантии индексации социальных выплат (ч.5 ст.75).

Предлагается закрепить требования к кандидатам на должности высшего должностного лица субъекта РФ (ч.3 ст. 77), руководителя федерального государственного органа РФ (ч.5 ст. 78), депутата Государственной Думы (ч1 ст. 97), судьям (ст.119), касающиеся не только возраста, но и отсутствия гражданства иностранного государства или вида на жительства, а также иного документа, которым бы подтверждалось право на постоянное проживание данного лица за пределами РФ.

Ст. 79 Конституции предлагается дополнить положением, о том, что решения межгосударственных органов, которые противоречат Конституции РФ, не должны исполняться на территории РФ.

Требования к кандидатуре Президента в Проекте также ужесточаются: если ранее от кандидата требовалось постоянно проживать на территории 10 лет, то в случае принятия Проекта в редакции от 21.01.2020 г., срок будет увеличен до 25 лет. Кроме того, предъявляется требование о том, что Президент не должен иметь ни в прошлом, ни в настоящем гражданства иного государства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание за пределами РФ (ч.2 ст. 81).

В ст. 81, посвященной Президенту, также предлагается закрепить полномочия Президента, касающиеся назначения на отдельные должности и снятия с должностей, а также полномочие по формированию ранее отсутствовавшего в Конституции органа – Государственного совета РФ.

У Конституционного суда РФ появляются новые полномочия, закрепляемые на уровне Конституции (ч. 5.1 ст. 125), в частности это:

  • Решение вопроса «о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации».
  • Проверка по запросу Президента конституционности законов субъектов РФ до их подписания высшим должностным лицом субъекта.
  • Проверка конституционности законов, принятых в новом порядке, предусмотренном ч. ст. 107 и ч. 2 ст.108 Конституции Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации.
Ст. 112 в норму Конституции добавляется положение о том, что Председатель Правительства РФ после своего назначения не представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, если предшествующий Председатель Правительства был освобожден от должности Президентом РФ. Новым является и то, что Президент не может отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой.

В ст. 129 Конституции предлагается закрепить понятие Прокуратуры РФ как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих ряд функций, которые закрепляются как в самой Конституции, так и в федеральных законах.

Ст. 132 Конституции в новой редакции относит органы местного самоуправления, ранее отделенные от системы публичной власти, к части единой системы публичной власти в РФ.

В последней статье проекта предусмотрено вынесение проекта на референдум.

Нормативный акт: Проект Закона № 885214-7 "О поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти"

 

2. Иностранные студенты, совмещающие работу и учёбу, могут не получать разрешение на работу на период обучения.

Изменения в законодательство внесены с целью улучшения положения иностранных студентов при трудоустройстве. Теперь, студенты из других стран, которые очно обучаются в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по аккредитованным государственным программам, не обязаны получать разрешение для работы в свободное от учебы время (пп.7.1 п.4 ст.13). Однако для обеспечения должного контроля трудовые договоры с такими студентами должны прекращаться после завершения ими обучения (п.8.1 ст. 13). 

Нормативный акт: Федеральный закон от 06.02.2020 г. № 16 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка трудоустройства в Российской Федерации обучающихся в Российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства»


Блок "Гражданское право"

3. Издан новый порядок согласования с ФАС решений об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня.

С утверждением нового порядка согласования прежний утрачивает силу. В соответствии с документом основанием для рассмотрения вопроса о согласовании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня тарифов, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов является заявление (п. 2 Приказа). Также устанавливается перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению (п.3 Приказа).

Заявление и иные документы должны быть представлены в ФАС не позднее, чем через 20 дней, после принятия ФАС РФ балансовых решений (п.8 Приказа).  Заявление подлежит регистрации, в течение 10 рабочих дней ФАС РФ может вернуть заявление, если заявитель представит не все необходимые документы. Указание причины возврата документов является обязательным (п.10 Приказа).

Решение о согласовании или об отказе в согласовании принимается по результатам рассмотрения заявления, срок которого не может превышать 30 рабочих дней с момента принятия заявления к рассмотрению (п.12 Приказа).

Нормативный акт: Приказ Федеральной антимонопольной службы от 8 ноября 2019 г. N 1483/19 "Об утверждении порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов"


4. Появились новые правила регулирования нетто-обязательств
Ст. 4.1 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» была дополнена положением о том, что при прекращении обязательств из финансовых договоров расчет размера, возникшего в результате этого денежного обязательства, осуществляется на условиях, предусмотренных генеральным соглашением, правилами организованных торгов, правилами клиринга.§

Законом названо, в каких случаях названный в ст. 4.1 порядок прекращения обязательств не подлежит применению. В частности, упомянутые правила не используются, если наличие генеральных соглашений между одними и теми же сторонами является результатом замены стороны генерального соглашения, осуществленной за месяц до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также после принятия заявления (п. 1.1 ст. 4.1). 

Закон закрепляет, что при признании финансового договора, а также действий, направленных на его исполнение, недействительными после определения нетто-обязательства, должен быть произведен его перерасчет, при этом очередность удовлетворения требования по нетто-обязательству не изменяется (п.7 ст. 61.4).

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 507-ФЗ "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части развития инструментов финансового рынка".


5. Утвержден формат предоставления сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица
Постановлением Правления Пенсионного фонда России утверждена форма и порядок предоставления работодателями в ПФР сведений о трудовой деятельности застрахованных лиц. Форма получила название «СЗВ-ТД» (Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица». Установлены сроки представления сведений работодателем - с 01.01. 2020 г. и не позднее 15 числа месяца, в котором проводились соответствующие кадровые мероприятия, подавались заявления ополчении сведений о трудовой деятельности и др. Исполнение данного Постановление должно обеспечить переход на новый (электронный) формат ведения трудовых книжек.

Нормативный акт: Постановление Правления Пенсионного фонда России от 25.12.2019 г. № 730П «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений».


6. Суд может возложить на родителей бремя несения дополнительных расходов с целью обеспечения ребёнка жильём.

Принятое изменение не велико по объёму, однако имеет существенное значение для улучшения прав детей в жилищной сфере: перечень «других обстоятельств», которые дают суду возлагать на родителей дополнительные расходы конкретизирован указанием на такое обстоятельство, как отсутствие у ребёнка пригодного для постоянного проживания жилого помещения» (абз.1 п.1 ст. 86).

Нормативный акт: Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. № 10 «О внесении изменения в статью 86 Семейного кодекса Российской Федерации».


Блок "Административное право"

7. Внесены изменения, направленные на расширение использование электронной подписи.

Вводится институт «доверенной третьей стороны», под которой понимается юридическое лицо, которое будет проверять подлинность электронной подписи в конкретный момент времени, а также выполнять иные функции, предусмотренные законом (п.17 ст.8). Полный перечень услуг, которые оказывает доверенная третья сторона устанавливается в ст. 18.1. Доверенная третья сторона может пройти аккредитацию на добровольной основе (ст. 18.2).

Закон закрепляет порядок признания электронных подписей, созданных в соответствии с иностранным законодательством и международными стандартами. Действительность таких подписей и их соответствие требованиям международных договоров должно подтверждаться аккредитованной третьей стороной, аккредитованным удостоверяющим центом или иным лицом, которое имеет на это полномочия в соответствии с международным договором (ч.3 ст.7).

Приведены в соответствие с вносимыми изменениями полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политике и нормативно-правовому регулирования в сфере информационных технологий. Так, на него возлагается:

  •  обязанность по установлению порядка действий аккредитованного удостоверяющего центра в случае возникновения у последнего сомнений относительно лица, которое дало указание об использовании электронной подписи, а также при прекращении технической возможности использовать хранимые ключи электронной подписи (п.6 ч.4 ст.8);

  • обязанность по установлению перечня угроз безопасности, которые могут возникнуть при идентификации заявителя, совместно с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности (п.7 ч.4 ст.8).

Ограничения признания усиленной квалифицированной электронной подписи могут устанавливаться только данным федеральным законом (ч.2 ст.10).

Ст. 15 Закона, посвященная аккредитованному удостоверяющему центру, дополняется ч. 2.2 и 2.3, в соответствии с которыми удостоверяющий центр вправе осуществлять:

1)      хранение ключа электронной подписи, ключ проверки которой содержится в квалифицированном сертификате с обеспечением его защиты от компрометации и (или) несанкционированного использования;

2)      предоставление владельцу квалифицированного сертификата информации об использовании ключа электронной подписи и предоставление по требованию владельца истории использования данного ключа.  

Ужесточаются требования к аккредитации удостоверяющих центров (ч.3 ст. 16).

Вводится новая статья – 16.1, регулирующая федеральный государственный надзор в сфере электронной подписи. При осуществлении надзора могут осуществляться только внеплановые проверки, плановые проверки проводиться не будут (ч.5 ст. 16.1).

Также вводятся новые статьи, закрепляющие возможность использования квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях:

1)       физических лиц (ст. 17.1);

2)      юридических лиц, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, их подведомственных организаций, а также нотариусов (ст. 17.2);

3)      индивидуальных предпринимателей (ст. 17.3);

4)      государственных органов или органов местного самоуправления (ст. 17.4).

            Закон вступит в силу с 01.07.2020 г. 

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".


8. Утвержден перечень типовых управленческих архивных документов и срок их хранения.

Приказом Федерального архивного агентства утверждается перечень типовых управленческих архивных документов, которые образуются в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций. Для каждого документа указан срок хранения. Для удобства пользования документы в приказе приведены в алфавитном порядке. Выделяются различные категории хранения и разъясняется их значение. Так, документы могут храниться:
  • Постоянно
  • До ликвидации организации
  • До минования надобности
  • С отметкой «ЭПК» (то есть после истечения срока хранения эти документы могут быть переданы на постоянное хранение).

Нормативный акт: Приказ Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 г. N 236 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения"


9. Утверждён порядок государственной регистрации аттракционов 

Правительством утверждён порядок государственной регистрации аттракционов органами исполнительной власти субъектов РФ, ответственным за осуществление регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (п.3 Правил).

В соответствии с п.5 Постановления установленные им правила распространяются на аттракционы, предусмотренные приложением N 1 к техническому регламенту Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов".

По общему правилу аттракционы должны регистрироваться до момента их ввода в эксплуатацию, для аттракционов, которые были введены в эксплуатацию до вступления в силу Постановления Правительства установлены особые сроки, продолжительность которых зависит от степени потенциального биомеханического риска аттракциона (п. 7, п. 8 Правил).

При регистрации аттракциона будет выдаваться государственный регистрационный знак, свидетельство о государственной регистрации, формы которых также утверждаются Постановлением (п. 10 Правил).

В результате регистрации аттракционов появится региональная информационная система, в которой будут отражаться сведения о регистрации, ее приостановлении, возобновлении, прекращении, а также о временной государственной регистрации по месту нахождения ранее зарегистрированного аттракциона (п. 13 Правил).

Постановление вступает в силу спустя 3 месяца со дня опубликования.

Нормативный акт: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2019 г. N1939 "Об утверждении Правил государственной регистрации аттракционов"


10. 1 февраля 2020 г. Постановлением Правительства была запущена «регуляторная гильотина».
Целью документа является пересмотр изданных в период существования РСФСР правовых актов, которые формально продолжают действовать, но не соответствуют условиям современной действительности и иногда становятся препятствием, мешающим, в том числе, развитию бизнеса.  Постановление называет 1259 актов, которые утрачивают силу. Часть актов утратила силу с 01.02.2020 г., другая значительная часть актов утратит силу с 01.01.2021 г.

Нормативный акт: Постановление Правительства РФ от 13 января 2020 г. N 7 "О признании утратившими силу некоторых актов РСФСР и Российской Федерации и их отдельных положений".


11. Указом Президента утверждена новая Доктрина продовольственной безопасности.

Указ Президента отменяет ранее изданный Указ 2010 года, которым утверждалась Доктрина продовольственной безопасности РФ. Новая доктрина учитывает не только потребности обеспечения безопасности РФ, но и направлена на недопущение ограничения конкуренции, обеспечение физической и экономической доступности продовольствия, охрану здоровья населения РФ, модернизирование заводов, обеспечивающих производство лекарств, оборудования для различных сфер промышленности. 

В Доктрине называются национальные интересы (раздел 2), для обеспечения и защиты которых она разрабатывалась. Среди них:
  • повышение качества жизни населения;
  • развитие и усовершенствование сельского и рыбного хозяйства;
  • повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных и иных производителей;
  • недопущение ввоза на территорию РФ генно-инженерно-модифицированных организмов;
  • контроль за ввозом в РФ синтетических биологических агентов. 
Доктрина утверждает показатели продовольственной безопасности и индикаторы их оценки (раздел 2), выделяет риски и угрозы обеспечения продовольственной безопасности в различных сферах (раздел 3). Кроме того, выделены основные направления (раздел 4) государственной политики, на которые необходимо ориентироваться для обеспечения продовольственной безопасности, в том числе:

повышение экономической доступности качественной пищевой продукции для формирования рациона здорового питания населения;
  • обеспечение физической доступности пищевой продукции;
  • формирование государственного резерва сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
  • обеспечение сбалансированности товаропроизводящей цепочки;
  • обеспечение качества и безопасности пищевой продукции;
  • формирование здорового типа питания. 

Нормативный акт: Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации".


12. Короновирус дополнил утвержденный Правительством перечень опасных заболеваний.

Ранее утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" был дополнен новым, шестнадцатым, пунктом, которым коронавирусная инфекция (2019-nCoV) причисляется к числу наиболее опасных заболеваний. 

Нормативный акт: Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 г. № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих».


13. Въезд иностранных граждан с территории КНР временно ограничен (кроме отдельных исключений).

Распоряжением Правительства с целью недопущения распространения коронавируса на Минтранспорт РФ, ФСБ России и Роспотребнадзор была возложена обязанность по временному ограничению въезда иностранных граждан из КНР. В качестве исключения названа возможность совершения перелетов из КНР в Россию через аэропорт Шереметьево, а также возможность пересечения границы гражданами государств-членов ЕЭС, экипажем воздушных судов, официальными делегациями и лицами, имеющими вид на жительство в РФ.

Нормативный акт: Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2020 N 194-р «О временном ограничении въезда иностранных граждан с территории Китайской Народной Республики».


14. Ряд пропускных пунктов на Государственной границы РФ закрыт в связи с угрозой распространения коронавируса

В целях борьбы с новой коноравирусной инфекцией возможность пересечения Государственной границы России и Китая была ограничена в отдельных пунктах пропуска. Распоряжением утверждается список конкретных пунктов, движение через которые закрывается на определенный срок.

Нормативный акт:  Распоряжение Правительства РФ от 30.02.2020 г. № 140-Р.


15. Главный государственный санитарный врач РФ назвал меры, которые необходимо предпринять для недопущения распространения коронавирусной инфекции.

В соответствии с изданным документом высшие должностные лица субъектов РФ должны обеспечить ряд мер, направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекции, в том числе:
  • Уточнить маршрут транспортировки зараженных инфекцией лиц из аэропорта в специальные места наблюдения (п.1.2);
  • Обследовать граждан КНР, имеющих вид на жительство в РФ и возвращающихся из КНР, в течение 14 дней на предмет наличия у них признаков заражения в специально созданных местах для осуществления соответствующего наблюдения. В случае обнаружения инфекции необходимо изолировать человека (п.1.4).
  • Аналогичный режим контроля за гражданами КНР, имеющими вид на жительство в РФ, должен соблюдаться в субъектах, находящихся в непосредственной близости к границам КНР при пересечении упомянутыми лицами границы РФ (п.1.5).
Кроме того, рекомендации даны Минздраву России, руководителям органов исполнительной власти субъектов в сфере охраны здоровья, руководителям территориальных органов Роспотребнадзора, МВД России. Рекомендации касаются необходимости медицинского наблюдения за всеми лицами, прибывающими из КНР в течение 14 дней, обеспечению наличия медицинского персонала и расходных материалов (п.2.1).

Нормативный акт: Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 31.01.2020 г. № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV»



16. Главным государственным санитарным врачом названы дополнительные меры для борьбы с коронавирусной инфекцией

Данное дополнительное постановление главного государственного санитарного врача помимо уже принятых мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и недопущением её распространения предусматривает иные меры и лиц, на которых возлагается контроль за соблюдением соответствующих мер. В Постановлении отмечается, в том числе:
  • необходимость утверждения планов организационных мероприятий по борьбе с инфекцией на уровне субъектов РФ (п.1.1);
  • организация дезинфекции в местах массового скопления людей (п.1.2);
  • обучение медицинских работников особенностям противодействия новой коронавирусной инфекции (п.2.1);
  • информирование населения об угрожающей опасности и о необходимых мерах профилактики заболевания (п.2.1);
  • создание запаса расходных материалов, противовирусных медикаментов, обеспечение необходимого медицинского оборудования (п.2.1);
  • подготовка медицинских учреждений к возможности массового поступления людей, зараженных инфекцией (п.2.1);
  • организация контроля за недопущением нарушения режима дезинфекции на транспортных узлах и в иных местах скопления людей (п.6.2). 
Руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования рекомендовано проконтролировать осуществление контроля за учащимися, возвращающимися из КНР (п.4), а руководителям иных организаций, независимо от организационно-правовой формы, проводить информационную работу и воздержаться от организации туристических и деловых поездок в КНР (п.5).

Нормативный акт: Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 24.01.2020 г. № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV».


Блок "Природоохранное и природоресурсное право"

17. Энергетическую утилизацию отнесли к регулируемым видам деятельности

Изменения в Федеральный закон  от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления»:

В понятие «утилизация отходов» теперь также включается использование ТКО в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения их них полезных компонентов на объектах обработки (абз.8 ст.1).

Поступившие в федеральный бюджет суммы экологических сборов теперь будут полностью направляться для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, кроме того, порядок предоставления данных сумм теперь будет регулироваться не данным законом, а Правительством РФ (п.11, п.12 ст. 24.5). Ранее в законе устанавливалась очередность различных категорий, на которые должны были тратиться средства.

Энергетическая утилизация стала относиться к регулируемым видам деятельности (п.1 ст. 24.8), соответственно на энергетическую организацию отныне устанавливаются тарифы (п.4 ст. 24.8).

Изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды»:

Изменяется порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающею среду (ст. 16.4). Ранее плата вносилась в размере ¼ части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду. После внесения изменений лица, обязанные вносить плату, имеют право выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа:

  • В размере ¼ части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате с учетом корректировки;
  • В размере ¼ от платежной базы, порядок определения которой устанавливается законом;
  • В размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов.
Лица, обязанные вносить плату, не вносят квартальные авансовые платежи в том случае, если они начали осуществлять хозяйственную (или иную) деятельность во время текущего отчетного периода (ч.5 ст. 16.4). Выбранный способ внесения платежей должен отражаться в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (ч.6 ст. 16.4).

Закон вступил в силу 1 января 2020 г.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 450-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".


18. Расширен перечень объектов государственной экологический экспертизы, установлены основания для отказа в выдаче комплексного экологического разрешения и иные изменения в Федеральные законы «Об экологической экспертизе» и «Об охране окружающей среды».

Проектная документация объектов, предполагаемых к строительству или реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории не подлежит федеральной экологической экспертизе, если это не повлечет за собой изменение областей применения наилучших доступных технологий, качественных и количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых или размещаемых отходов (пп. 7.5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Добавлен новый объект государственной экологической экспертизы – проектная документация объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в границах Байкальской природной территории (за наличием отдельных исключений, установленных законом) (п.7.8 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

В соответствии с добавленным п.11 ст. 28.1 соответствие технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям проверяется:
  • при выдаче комплексного экологического разрешения (если не требуется утверждение программы повышения экологической эффективности);
  • приодобрении проекта программы повышения экологической эффективности.
Норма о подаче заявки на получение комплексного экологического разрешения дополнена указанием на то, что заявка должна быть рассмотрена в срок, не превышающий четырех месяцев (п.6 ст. 31.1 Федерального закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Появилось указание на основания для отказа в выдаче комплексного экологического разрешения, к ним относится отсутствие в составе заявки информации и документов, предусмотренных законом, несоблюдение срока устранения замечаний к заявке (п. 9.1 ст. 31.1 Федерального закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

В п. п. 9.2-9.4 ст. 31.1 Федерального закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливается порядок согласования заявки с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых расположен объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. 

Не допускается выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду и относится к областям применения наилучших доступных технологий, если применяемые на таком объекте технологии превышают технологические показатели наилучших доступных технологий (ч.3 ст. 38 Федерального закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").§Закон действует с 01.01.2020 г.

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 450-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"


Блок "Арбитражный и уголовный процесс"
19. Внесены изменения в УПК РФ, обеспечивающие дополнительную защиту участникам «амнистии капитала» от незаконного уголовного преследования.
Закон направлен на предоставление дополнительной защиты участникам «амнистии капитала» от незаконного уголовного преследования. В перечень недопустимых доказательств добавлены полученные в ходе ОРМ или следственных действий:
  • сведения о факте представления подозреваемым или обвиняемым декларации либо указания его в ней в случае, если декларация была подана другим лицом (п. 2.2 ч.2 ст. 75);
  • декларация и сведения, содержащиеся в ней и прилагаемых к ней документах (п. 2.3 ч.2 ст. 75). 
Важно то, что сам факт представления декларации, а также содержащиеся в ней сведения, не являются основанием для возбуждения уголовного дела (ч.3 ст. 140). А изъятие специальной декларации при производстве следственных действий не допускается (ч. 4.1 ст. 164).

Нормативный акт: Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 498-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".


20. Утвержден список судебных примирителей.

В дополнение к ранее утвержденному Пленумом ВС РФ Регламенту проведения судебного примирения (Постановление от 31.10.2019 г. № 42), который вводил новую процедуру и закреплял, какие требования предъявляются к кандидатам в примирители, вышло новое Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.01.2020 г. № 1. Постановление называет имена судей в отставке, которые могут участвовать в примирительной процедуре. Постановление содержит также данные о выслуге лет, специализации, месте работы судьи до ухода в отставку и населенном пункте, в котором проживает судья.

Нормативный акт: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.01.2020 г. № 1 «Об утверждении списка судебных примирителей».

Нажмите для звонка
+7 (495) 649-87-12