1. Ответственность за нарушение валютного законодательства
Федеральным законом от 12.11.2012 N 194-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" была ужесточена административная ответственность за нарушение валютного законодательства. Ответственность наступает в связи с:
– осуществлением запрещённых валютных операций;
– осуществлением операций с нарушением валютного законодательства;
– осуществлением валютных операций с зачислением средств на зарубежные счета (в случаях, когда это не предусмотрено валютных законодательством);
– осуществлением валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством
и наказывается штрафом в размере от ¾ до одного размера суммы операции (75- 100%).
2. Осуществление валютных операций с зачислением средств на зарубежные счета, разрешённое российским валютным законодательством
Федеральным законом от 21.07.2014 № 218-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который начал применяться со 2 августа 2014 г., для валютных резидентов РФ был установлен перечень операций с зачислением средств на зарубежные счета, которые являются разрешёнными и не влекут административной ответственности, упомянутой выше:
– Перевод средств со счетов в российских банках;
– Осуществление различных банковских операций по счёту (вкладу):
▫ Начисление процентов по вкладам;
▫ Внесение минимального взноса при открытии счёта;
▫ Внесение наличных денежных средств на счёт;
▫ Зачисление денежных средств от конверсионных операций;
– Рублёвые переводы на российские/ зарубежные счета других резидентов РФ;
– Валютные операции между резидентами:
▫ Переводы иностранной валюты с российских счётов при сумме не более 5 000 долларов США в день;
▫ Переводы иностранной валюты с российских счетов между родственниками без ограничений;
▫ Зачисление средств от дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам и иные;
– Операции, зачисление средств на российские счета по которым не обязательно (оплата расходов по сооружению зданий, получение иностранной валюты от проведения выставок, спортивных, культурных мероприятий за рубежом);
– Операции, разрешённые исключительно для физических лиц, в виде зачислений на счёт:
▫ Заработной платы или иных выплат;
▫ Выплат в соответствии с решениями иностранных судов (кроме международного коммерческого арбитража);
▫ Выплат социального характера (пенсий, стипендий, алиментов) и страховых выплат (если страховщик является нерезидентом);
▫ Ошибочно перечисленных денежных средств или средств, перечисляемых в связи с возвратом товара;
– Операции, разрешённые исключительно в отношении зарубежных счетов, открытых в странах ОЭСР или ФАФТ, в виде зачислений на счёт:
▫ Сумм кредитов и займов в иностранной валюте (если кредитор – организация- нерезидент, являющаяся агентом правительства иностранного государства, или резидент стран ОЭСР или ФАФТ);
▫ Доходов от сдачи имущества за пределами РФ в аренду;
▫ Выплат в виде грантов;
▫ Дохода по внешним ценным бумагам
3. Понятие «валютный резидент»
Важное значение в вопросе привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства имеет содержание понятия «валютный резидент». Ранее валютным резидентом признавалось лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, за исключением лиц, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с его законодательством. Однако новая редакция Закона о валютном регулировании, вступившая в силу 5 июня 2012 г., изменила данное правило. Теперь, в соответствии с подп. «а» п. 6 ст. 3 Закона о валютном регулировании, для непризнания лица валютным резидентом данное лицо должно не менее года:
– постоянно проживать в иностранном государстве (в т.ч. на основе вида на жительства)
– временно пребывать в иностранном государстве (в т.ч на основе рабочей или учебной визы или их совокупности).
При этом при въезде на территорию России (даже однократном) указанное лицо приобретает статус валютного резидента РФ, что было подтверждено Росфиннадзором и судами общей юрисдикции. В частности, в Определении Московского городского суда от 04.04.2014 по делу № 33-10871/14 судом было прямо указано, что «при въезде на территорию Российской Федерации гражданин Российской Федерации, получивший в соответствии с положениями валютного законодательства статус нерезидента, утрачивает такой статус. В этом случае гражданин Российской Федерации может восстановить статус нерезидента при непрерывном пребывании в иностранном государстве не менее года». Аналогичная позиция обозначена в Апелляционном определении Московского городского суда от 14.12.2012 по делу № 11-31155. Для потери данного статуса и приобретения статуса валютного нерезидента лицо может только по истечении непрерывного годового проживания (пребывания) в иностранном государстве.
Следует также обратить внимание на, что понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент» не тождественны. Лицо признаётся налоговым резидентом при его нахождении в РФ в течение 183 дней в течение 12 месяцев при наличии возможности выезда на срок не более полугода (п. 2 ст. 207 Налогового кодекса РФ). Таким образом, лицо может и не быть налоговым резидентом, но может быть признано валютным.
4. Первый отчёт о движении средств по зарубежным счетам должен быть представлен физическими лицами до 30 апреля 2015 г.
Федеральным законом от 21.07.2014 № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена обязанность физических лиц – резидентов РФ с 1 января 2015 г. предоставлять в налоговые органы отчеты о движении денежных средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках. Ранее данная обязанность существовала только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Как указано в части 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» порядок предоставления отчётов должен устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком. В настоящий момент соответствующий подзаконный акт не принят; ожидается внесение изменений в действующие Правила предоставления отчётов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819), действующие в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом 23 января 2015 г. на официальном сайте ФНС было опубликовано сообщение о необходимости предоставления физическими лицами первого отчета до 30 апреля 2015 г. – то есть в порядке, аналогичном порядку, действующему в отношении юридических лиц.
Гражданское право
Ответственность за невыполнение физическими лицами данной обязанности в настоящий момент не установлена, однако Министерством финансов был разработан законопроект, предусматривающий введение административной ответственности с 1 января 2016 г. в виде штрафа в размере от 500 до 5 000 руб.
Кроме того, между ФНС и Росфиннадзором действует Соглашение об информационном взаимодействии от 25.04.2014 № ММВ-23-1/9/00-01-18/667@, определяющее порядок сотрудничества данных органов в целях выявления и пресечения правонарушений в рамках их деятельности. Таким образом, Росфиннадзор может получить доступ к информации о движении средств по зарубежным счетам резидентов, содержащейся в предоставляемых в ФНС отчётах, и при выявлении нарушений валютного законодательства при осуществлении операций по указанным счетам владельцы данных счетов могут быть привлечены к ответственности, в частности, в форме административного штрафа в размере 75- 100% от суммы операции.
5 . Ожидающиеся возможные изменения регулирования
В настоящий момент в Государственной Думе рассматривается в первом чтении Законопроект № 607024-6, которым предполагается расширить перечень разрешённых операций с зачислением средств на зарубежные счета, упомянутых выше, за счёт добавления в него дохода от сделок по отчуждению внешних ценных бумаг, а также средств, полученных в результате доверительного управления.
6. Амнистия капиталов
В настоящее время в Совете Государственной Думы происходит рассмотрение законопроекта № 754388-6 «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках». Законопроект направлен на создание «правового механизма добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках» (ст. 1 Законопроекта) и освобождение лиц, задекларировавших своё имущество в добровольном порядке, от ответственности. Лица, принявшие участие в данной программе, получают гарантии не привлечения их к налоговой, административной и уголовной ответственности и иные гарантии. В частности, предполагается предоставление информации о зарубежных счетах, открытых физическими лицами. В случае принятия законопроекта программа будет действовать до 31 декабря 2015 г.