1. Расширен перечень решений и действий, которые должны быть нотариально удостоверены
С 01 января 2016 года должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения следующие решения и действия:
- факт принятия решения общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения.
На настоящий момент в соответствии с п. 3 ст. 67.1 ГК РФ принятие общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.
Таким образом, в отношении решения об увеличении уставного капитала установлено обязательное нотариальное удостоверение факта принятия указанного решения и состава участников, присутствовавших при принятии решения.
- оферта участника о продаже доли или части доли в уставном капитале общества третьему лицу, направленная в адрес участников общества и самого общества;
- требование участника, голосовавшего против решения о совершении крупной сделки или увеличении уставного капитала или не принимавшего участия в голосовании, в случае принятия такого решения, о приобретении обществом доли, принадлежащей участнику;
- заявление участника общества о выходе из общества с ограниченной ответственностью.
Нормативный акт:
Федеральный закон от 30.03.2015 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
2. Установлена возможность подачи нотариусом в регистрирующий орган документов на государственную регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя
- С 01 января 2016 года нотариус по просьбе заявителя вправе представить в форме электронных документов заявление и иные необходимые документы в регистрирующий орган.
- Нотариус, совершивший нотариальное действие, получает документы, выданные регистрирующим органом, в форме электронных документов, и выдает их заявителю, по его просьбе в форме электронных документов или в форме документов на бумажных носителях на основании удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам.
- Установлен нотариальный тариф за представление документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 1 000 рублей.
Нормативный акт:
Федеральный закон от 30.03.2015 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
3. Усилены требования при установлении нотариусом личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия
С 01 июля 2015 года при установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившегося за совершением нотариального действия, нотариус обязан руководствоваться следующими требованиями:
- нотариус использует соответствующие государственные информационные ресурсы, доступ к которым предоставляет ФМС РФ;
- нотариус использует специальные технические и программно-технические средства, позволяющие удостовериться в подлинности представленных гражданином документов, при их наличии в его распоряжении;
- нотариус вправе использовать средства видеофиксации, при этом материалы видеофиксации подлежат обязательному хранению;
- при возникновении сомнений в подлинности документов, удостоверяющих личность, нотариус вправе обратиться в орган, выдавший документ, с запросом о его действительности. Ответ должен быть получен в течение 10 рабочих дней.
Нормативный акт:
Федеральный закон от 30.03.2015 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
4. Установлена проверка регистрирующим органом достоверности сведений, включенных или включаемых в ЕГРЮЛ, в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, а также в случае поступления возражений заинтересованных лиц.
- С 01 января 2016 года запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице подлежит обязательному внесению в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.
- С 01 января 2016 года установлена проверка регистрирующим органом достоверности сведений, включенных или включаемых в ЕГРЮЛ, в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, а также в случае поступления возражений заинтересованных лиц.
- Проверка проводится следующими способами:
− изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
− получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие- либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
− получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; − проведение осмотра объектов недвижимости;
− привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В случае проведения проверки регистрирующий орган принимает решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проверки, но не более чем на один месяц.
Если по результатам проверки установлена недостоверность сведений, то регистрирующий орган направляет уведомление о необходимости представления достоверных сведений. В случае непредставления юридическим лицом достоверных сведений в течение 30 дней регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Нормативный акт:
Федеральный закон от 30.03.2015 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
5 . Усложнился порядок смены места нахождения юридического лица
- С 01 января 2016 года усложнился порядок смены места нахождения юридического лица, который будет проходить в два этапа.
При этом надо иметь в виду что под сменой места нахождения в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ имеется в виду смена населенного пункта (муниципального образования), но не адреса в рамках одного населенного пункта или муниципального образования.
1. Подача заявления о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что принято решение об изменении места нахождения, с приложением решения и подтверждающих документов в течение 3 дней с даты принятия решения, внесение регистрирующим органом в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения;
2. Представление документов для государственной регистрации изменения места нахождения по истечении двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что принято решение об изменении места нахождения юридического лица.
- Указанный порядок смены места нахождения юридического лица не распространяется на следующие случаи:
1) местом нахождения юридического лица выступает место жительства лица, имеющего право действовать без доверенности;
2) место нахождения юридического лица выступает место жительства участника общества, владеющего не менее чем 50 % голосов от общего количества голосов участников данного общества.
Нормативный акт:
Федеральный закон от 30.03.2015 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
6. Установлены дополнительные основания для отказа в государственной регистрации
Установлены дополнительные основания для отказа в государственной регистрации:
- если участник или лицо, имеющее право действовать без доверенности, владеет не менее 50 % голосов ООО, исключенного из ЕГРЮЛ как недействующее, а также имеющее задолженность перед бюджетом;
- если лицо имеет право действовать без доверенности от юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ как недействующее, а также имеющее задолженность перед бюджетом;
- если лицо имеет право действовать без доверенности от юридического лица, запись о недостоверности сведений о котором включена в ЕГРЮЛ, или имеется неисполненное решение суда о ликвидации юридического лица;
- если участник владеет не менее 50 % голосов ООО, запись о недостоверности сведений о котором включена в ЕГРЮЛ, или имеется неисполненное решение суда о ликвидации юридического лица;
- несоблюдение порядка проведения ликвидации или реорганизации юридического лица.
Нормативный акт:
Федеральный закон от 30.03.2015 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
7. Усилена административная ответственность за представление недостоверных сведений при государственной регистрации юридического лица
- В соответствии с новой редакцией ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ усилена ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в регистрирующий орган: если ранее административный штраф для должностных лиц составлял до 5 000 рублей, то теперь предусмотрен от 5 000 до 10 000 рублей.
- Повторное совершение указанного административного правонарушения влечет для должностного лица дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
Нормативный акт:
Федеральный закон от 30.03.2015 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
8. Установлена уголовная ответственность за представление в регистрирующий орган данных, повлекшее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах
- Представление в регистрирующий орган данных, повлекшее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах, приравнивается к образованию (создание, реорганизация) юридического лица и наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
- При этом уточнено понятие подставного лица:
− лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц;
− лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.
Нормативный акт:
Федеральный закон от 30.03.2015 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».