1. Главная
  2. Публикации
  3. Обзоры законодательства
  4. Обзор изменений по правилам недостаточной капитализации

Обзор изменений по правилам недостаточной капитализации

Цель принятия законопроекта
12 декабря 2014 г. Государственная Дума Российской Федерации начала рассмотрение законопроекта о внесении изменений в ст. 269 части второй  Налогового кодекса РФ в части определения понятия контролируемой задолженности. Как отмечается в Пояснительной записке, настоящий законопроект ставит целью уточнение понятия «контролируемая задолженность» при включении процентов по долговым обязательствам в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль для налогоплательщиков – российских организаций.

Недостаточная капитализация (ст. 269)
П. 2 ст. 269 содержит регулирование в отношении так называемой «недостаточной капитализации»: статья направлена на недопущение минимизации налогового бремени российскими организациями с иностранным участием, которые распределяют часть своей прибыли в пользу материнской компании, классифицируя ее как проценты по долговому обязательству, но не как дивиденды. В соответствии с заключенными Российской Федерацией налоговыми соглашениями об избежании двойного налогообложения указанные проценты подпадают под льготный режим
налогообложения, предусматривающий, в частности, полное их освобождение от налогообложения у источника. Однако содержащееся в ст. 269 понятие «контролируемой задолженности» препятствует осуществлению компаниями агрессивной налоговой оптимизации, определяя условия, при которых проценты по данной задолженности должны признаваться дивидендами с вытекающими из данной квалификации налоговыми  последствиями.

Понятие контролируемой задолженности
Определение контролируемой задолженности содержится в ст. 269 рассматриваемого законопроекта. Задолженность российской компании признается контролируемой при соблюдении следующих условий:
  • Наличие задолженности по долговому обязательству:
    • перед иностранной компанией, владеющей более 20% уставного капитала российской компании, или
    • перед российской компанией – аффилированным лицом данной иностранной компании, или
    • если иностранная компания/ аффилированное лицо являются поручителем/гарантом/ иным образом обеспечивают исполнение долгового обязательства;
  • Превышение размера контролируемой задолженности перед иностранной компанией собственного капитала в 3 раза (для банков и лизинговых компаний – в 12,5 раз).
  • При квалификации задолженности в качестве контролируемой действуют правила в отношении определения суммы процентов, не подлежащей налогообложению (рассматриваются как расходы). Оставшаяся часть процентов квалифицируется как дивиденды и облагается налогом в соответствии с законодательством РФ.
Ключевые изменения
Главными изменениями, затрагивающими контролируемую задолженность, являются:
  • Расширение понятия «контролируемая задолженность»: включение долговых обязательств, совершаемых между взаимозависимыми лицами (не только между материнской и дочерней компаниями). Таким образом, контролируемой задолженностью признается задолженность российской компании перед:
    • Иностранной взаимозависимой компанией;
    • Российской компаний, признаваемой взаимозависимым лицом указанной иностранной компании;
    • Перед лицом, в отношении которого указанные компании выступают поручителем, гарантом или иным образом обеспечивают исполнение долгового обязательства
  • Выведение из-под сферы применения правил, применяемых при наличии контролируемой задолженности, кредитов, получаемых российскими налогоплательщиками от независимых кредитных организаций, даже при условии обеспечения их гарантией или поручительством иностранного взаимозависимого лица. Таким образом, не признается контролируемой задолженностью долговое обязательство перед российским банком (не являющимся взаимозависимым ни по отношению к российскому заемщику, ни по отношению к иностранной компании, связанной с заемщиком) при соблюдении условий:
    • Отсутствие счетов в данном банке (и у его взаимозависимых лиц) у связанных с заемщиком иностранных лиц; 
    • отсутствие у указанного банка (и его взаимозависимых лиц) имущества, переданного указанными лицами в доверительное управление;
    • При наличии счетов или переданного в доверительное управление имущества: не превышение суммы средств на счетах или стоимости переданного в доверительное управление имущества 50% от суммы непогашенного долгового обязательства, и указанные средства не могут быть использованы для обеспечения долгового обязательства.
Нормативный акт:
Проект № 675906-6 «О внесении изменений в ст. 269 в части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия
контролируемой задолженности».