1. Главная
  2. Публикации
  3. Проекты в области инфраструктуры, ГЧП и EPC контракты
  4. Обзор Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в РФ»

Обзор Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в РФ»

19 июня 2020 г.проект общенационального плана восстановления экономики направлен Президенту России Владимиру Путину. Документ предусматривает различные меры по восстановлению экономики, среди них – стимулирование инвестиционной активности. Для этого в документе предлагается принять дальнейшие меры по введению механизма соглашений о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК), закон о котором уже вступил в силу 1 апреля 2020 года. Представляется важным рассмотреть данный механизм подробнее.

Что такое СЗПК

СЗПК – это соглашение между публично-правовым образованием (РФ, субъекты или МО) и частным субъектом (организацией, реализующей проект), по которому частный субъект обязуется осуществлять инвестиции в рамках проекта на территории РФ, а публично-правовое образование обязуется обеспечить стабильность правового режима для реализации такого проекта (в некоторых случаях также предоставить иные меры поддержки). СЗПК доступно только для крупных проектов с объемом капиталовложений от 200 млн. рублей, а некоторые меры доступны только при еще более значительных объемах инвестиций. При этом капиталовложениями считаются только определенные категории денежных средств: преимущественно собственное финансирование проекта со стороны инвесторов, а не заемные средства.

Как будут заключаться СЗПК?

Ожидается, что правительство примет подзаконные акты, предусматривающие типовую форму для СЗПК и порядок их регистрации в специальном реестре. В течение 1 года СЗПК будут заключаться в бумажной форме, однако, затем все СЗПК и все взаимодействие инвесторов и государств в связи с СЗПК будут осуществляться в электронной форме.

Закон определяет перечень сфер экономики, в которых не предусмотрена возможность заключения СЗПК, в перечень вошли, в частности игорный бизнес, производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (за исключением производства жидкого топлива из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья), добыча сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (за исключением проектов по сжижению газа), оптовая и розничная торговля, банковский сектор, а также строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) и жилых домов.

Порядок заключения СЗПК предусматривает 2 возможные процедуры:

1.     Публичная проектная инициативе: соглашение заключается по инициативе публично-правового образования в рамках конкурсных процедур;

2.     Частная проектная инициатива: по инициативе потенциальных частных инвесторов путем направления заявления государственному органу.

При подготовке и подачи заявления на заключение СЗПК необходимо будет разработать бизнес-план и финансовую модель, а также представить иные документы, если применимо (например, решение заявителя об утверждении бюджета на капитальные расходы, разрешение на строительство, перечень объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур).

Какие гарантии и льготы предоставляются

В зависимости от масштаба инвестиционного проекта государство может предоставить следующие льготы:

1)    Компенсация из бюджета всех или части затрат на создание необходимой или сопутствующей инфраструктуры в рамках проекта: выплачивается только после завершения создания объекта, в пределах 5/10 лет;

2)    Стабилизационная оговорка – гарантирует неприменение в течение определенных сроков актов (решений), ухудшающих условия ведения деятельности, связанной с реализацией проекта, в частности, актов (решений):

·      об изменении мер государственной поддержки;

·      об изменении порядка предоставления прав на земельный участок;

·      об установлении дополнительных обязанностей и уменьшении объема прав владельцев земельных участков;

·      об изменении процедур, связанных с градостроительной деятельностью и др.

При объеме капиталовложений не менее 10 млрд руб. может быть включена стабилизационная оговорка, защищающая от:

·      увеличения ставок вывозных таможенных пошлин;

·      увеличения ставок или расширения объектов обложения при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование водными объектами, утилизационного и экологического сборов.

Статья 5 НК РФ дополнена пунктом 4.3, предусматривающим стабилизационную оговорку в отношении действия актов законодательства о налогах и сборах. Сфера действия оговорки зависит от субъектного состава СЗПК с публичной стороны, то есть налоговая стабилизационная оговорка будет предоставлять более обширную защиту от налоговых изменений, если стороной соглашения является РФ, а не субъект РФ или МО.

Срок действия стабилизационной оговорки не может превышать (указанный срок при определенных условиях может быть однократно продлен на 6 лет):

·      6 лет – если объем капиталовложений не превышает 5 млрд руб.;

·      15 лет - при объеме инвестиций более 5 млрд руб., но менее 10 млрд руб.;

·      20 лет – если объем капиталовложений составляет 10 млрд руб. и более.

Изменение, расторжение и ответственность за нарушение СЗПК

В законе предусмотрено, что инвестор обязан готовить и подавать отчеты о реализации соответствующего этапа инвестиционного проекта не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором наступил срок реализации очередного этапа инвестиционного проекта.

При этом СЗПК может быть расторгнут по инициативе публично-правового-образования во внесудебном порядке в следующих случаях:

·      при неосуществлении капиталовложений;

·      при ненаступлении отдельных юридических фактов, предусмотренных условиями СЗПК, в течение более чем 2 лет (с учетом допустимых отклонений);

·      при нарушении законодательства, которое привело к приостановлению деятельности инвестора, либо к дисквалификации его должностных лиц.

В СЗПК стороны могут внести изменения. При этом, к отношениям, возникающим в связи с заключением, изменением и расторжением СЗПК, а также в связи с исполнением обязанностей по указанному соглашению, применяются правила гражданского законодательства.

Инвестор вправе передать свои права и обязанностей по СЗПК с согласия публично-правового образования. Также инвестор вправе уступить денежные требования по СЗПК, а также передать указанные права в залог в пользу любого третьего лица.

В случае возникновения спора в связи с реализацией инвестиционного проекта, стороны вправе передать его на рассмотрение в соответствии с арбитражными (третейскими) соглашениями.

Ответственность государства в связи с нарушением стабилизационной оговорки ограничена реальным ущербом. Большинство выплат государства в связи с нарушением предоставленных гарантий ограничено объемом налогов и сборов, которые соответствующий уровень бюджета получит в рамках проекта.

Также получить возмещение убытков от государства в связи с нарушением гарантий можно будет только после осуществления всех капиталовложений в соответствии с соглашением и после завершения инвестиционной стадии проекта, то есть создания объекта.

Дальнейшее развитие

На данном этапе еще рано говорить об успешном введении механизма СЗПК, поскольку для его использования требуется принятие ряда подзаконных нормативных актов, которые должны урегулировать:

·      порядок заключения соглашений, в том числе порядок проведения конкурса в рамках публичной проектной инициативы, а также общие требования к ним;

·      типовая форма соглашения;

·      порядок осуществления мониторинга этапов реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено СЗПК;

·      порядок ведения реестра СЗПК;

·      порядок определения объема возмещения затрат, необходимых для реализации инвестиционного проекта, а также затрат на уплату процентов по кредитам и займам, купонных платежей по облигационным займам.

Также следует ожидать введения автоматизированного процесса заключения соглашений и взаимодействия государства и инвесторов в рамках заключенных СЗПК.