3 октября 2024 года Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление № 43-П, в котором разбирались вопросы порядка рассмотрения судами дел об административных правонарушениях при отсутствии в протоколе об административном правонарушении подписи должностного лица, составившего его.
По заявлению Кашина В.В. рассматривалась конституционность п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ч. 5 ст. 28.2, п. 4 ч. 1 ст. 29.4, ч. 1-2 ст. 29.9 КоАП РФ, которые обязывают судью прекратить производство по делу об административном правонарушении из-за отсутствия состава правонарушения, если в протоколе нет подписи должностного лица.
Заявитель в 2022 году пострадал от побоев. Однако в процессе рассмотрения дела мировым судьей выяснилось, что в протоколе об административном правонарушении по факту нанесения побоев отсутствует подпись составившего его должностного лица.
Судья посчитал это обстоятельство существенным недостатком протокола и прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения. Вышестоящие судебные инстанции, включая Верховный Суд Российской Федерации, поддержали доводы мирового судьи и оставили его решение в силе.
Поэтому Кашин В.В. решил оспорить конституционность этих норм КоАП РФ, допускающих прекращение производства по делу по реабилитирующему основанию и лишающих потерпевшего права на возмещение вреда, причиненного правонарушением, только на том основании, что должностное лицо не подписало протокол.
Конституционный Суд РФ встал на сторону заявителя. Он напомнил, что к задачам производства по делам об административных правонарушениях КоАП РФ в том числе относит всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
По мнению КС РФ, особый процессуальный статус протокола, не позволяющий осуществлять производство по делу в его отсутствие, не предрешает его особой роли в признании виновности лица и не свидетельствует о придании ему преимущественного доказательственного значения.
Поэтому при обнаружении на этапе рассмотрения дела отдельных недостатков протокола судья обязан исследовать соблюдение всех требований, предъявляемых к его содержанию и оформлению, изучить иные материалы, содержащие необходимые для разрешения дела сведения.
Только после этого, в зависимости от того, будет ли соответствующий недостаток протокола признан несущественным или, напротив, существенным, судья рассмотреть дело об административном правонарушении по существу либо прекратить административно-деликтное производство.
Конституционный Суд РФ, указывая на безусловную невозможность рассмотреть дело без протокола, отметил, что отсутствие подписи вовсе не означает с неизбежностью, что обстоятельства выявленного административного правонарушения фактически не имели места или недостоверно изложены в протоколе.
Поэтому, по мнению КС РФ, не соответствует принципам правового государства и Конституции РФ нормы, обязывающие судью прекратить производство по делу, если в протоколе нет подписи, не допускающие принятия иных решений и препятствующие привлечению виновных к ответственности, возмещению пострадавшим.
Таким образом, Конституционный Суд РФ признал неконституционными п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ч. 5 ст. 28.2, п. 4 ч. 1 ст. 29.4, ч. 1-2 ст. 29.9 КоАП РФ, так как они обязывают судью прекратить производство по делу об административном правонарушении только на основании одного факта отсутствия в протоколе подписи его составителя.
Теперь федеральный законодатель должен внести КоАП РФ изменения, которые бы в случае выявления отсутствия в протоколе об административном правонарушении подписи его составителя, предоставляли бы судье, рассматривающему дело, процессуальные полномочия по устранению этого недостатка протокола.
До внесения изменений в законодательство судья, выявивший при рассмотрении дела об административном правонарушении отсутствие в протоколе подписи должностного лица, должен вызывать в судебное заседание его составителя для подтверждения составления этого протокола и дальнейшего рассмотрения дела.
Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и Партнеры» представляет интересы клиентов по спорам о привлечении к административной ответственности, а также представляет их в государственных органах, судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Тел.: +7 (495) 649-87-12