18 июля 2024 года Конституционный Суд РФ принял Постановление № 38-П, в котором по запросу Верховного Суда Республики Бурятия рассматривалась конституционность положений Закона об ответственном обращении с животными, допускающих возможность властям субъектов Российской Федерации вводить дополнительные мероприятия по умерщвлению животных без владельцев.
Поводом к запросу в КС послужило дело Верховного Суда Республики Бурятия, где местная общественность и зоозащитники оспаривали принятый Народным Хуралом Республики Бурятия закон, который позволял умерщвлять животных без владельцев, помещенных в пункты временного содержания, в том числе, когда животное оказалось невостребованным в течение 30 календарных дней.
По мнению административных истцов, данный закон позволяет умерщвлять животных без владельцев в случаях, не установленных Законом об ответственном обращении с животными, допускает жестокое обращение с животными без владельцев и ухудшает их положение, вступая тем самым в противоречие с нормативными актами большей юридической силы.
Поэтому в Конституционный Суд был направлен запрос с тем, чтобы проверить конституционность положений Закона об ответственном обращении с животными, позволяющих законодательным актом субъекта РФ устанавливать не предусмотренные нормативными актами РФ мероприятия по умерщвление животных без владельцев в пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных.
В первую очередь КС напомнил, что хотя деятельность по обращению с животными без владельцев направлена на поддержание общественной безопасности и благополучия, но законодателю также необходимо учитывать, что животные могут нуждаться в защите как существа, которые способны испытывать эмоции, страдать и за судьбу которых человек несет ответственность.
Федеральный законодатель в качестве универсального и приоритетного правила обращения с животными без владельцев предусматривает отлов животных без владельцев и, после проведения необходимых мероприятий, возврат не проявляющих немотивированной агрессивности животных без владельцев в места, где они были отловлены, передачу их новым владельцам или содержание в приютах для животных.
Однако КС указал, что в силу положений Конституции РФ федеральный законодатель не лишен возможности предусмотреть дополнительные полномочия субъектов РФ, которые позволили бы им эффективнее организовать соответствующую деятельность по обращению с животными без владельцев на своей территории и результативнее добиваться целей по защите человека от возникающих угроз.
Конституционный Суд признал, что оспариваемые положения Закона об ответственном обращении с животными, позволяющие законодателю субъекта РФ вводить дополнительные основания умерщвления животных без владельцев, не противоречат Конституции РФ, так как основополагающие принципы и общие правила регулирования сферы обращения с животными не разрешают делать это произвольно.
Выбор допустимых - с точки зрения принципов обращения с животными - оснований для эвтаназии животных без владельца, размещенных в пунктах временного содержания, не являющихся приютами для животных, осуществляется органами власти субъектов РФ с учетом предписаний Закона об ответственном обращении с животными и объективной необходимости в установлении данных оснований.
При этом Конституционным Судом отмечено, что умерщвление животных без владельцев – это мера, использование которой может быть оправданно, лишь когда прочие мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с такими животными в конкретных условиях не могут обеспечить надлежащий уровень защиты человека, его прав и свобод, общественную безопасность.
КС заметил, что по общим основаниям умерщвления животного без владельца допустимо и отвечает требованиям необходимости и соразмерности в случаях, когда: на это имеются медицинские причины (прекращение страданий животного); необходимо предотвратить угрозу распространения болезни, исходящую от конкретной особи; животное напало на человека; животное проявляет немотивированную агрессию.
Кроме того, введение дополнительных оснований умерщвления животных властями субъектов РФ может быть оправдано, если возникла экстраординарная и не подающаяся разрешению иными средствами ситуацией с обеспечением безопасности населения, когда содержание животных или возвращение их в прежние места не обеспечивают надлежащего уровня безопасности на конкретной территории.
Таким образом, власти субъектов РФ не должны быть лишены возможности, осознавая нежелательность умерщвления животных без владельцев, вынужденно предусмотреть и иные основания для умерщвления животных без владельцев, т.е. пойти на более широкое применение данной меры, но только строго в той степени, в какой это необходимо для разрешения указанной экстраординарной ситуации.
Однако КС указывает, что применение дополнительных мер умерщвления животных без владельцев должно иметь временные рамки, не превышающие периода, разумно необходимого для улучшения ситуации с обеспечением безопасности от возникших угроз. Власти субъектов РФ также должны предусмотреть разумные сроки, в которые владелец бы мог найти отловленное животное, создать условия обнаружения.
Также КС предостерегает, что к числу оснований для умерщвления животных без владельцев не могут быть отнесены основания, связанные исключительно с соображениями рационализации осуществления полномочий в этой сфере: загруженность приютов для животных или не являющихся ими пунктов временного содержания животных либо с оптимизацией бюджетных расходов на эту деятельность.
Таким образом, ч. 4 ст. 7, абз. 1 ч. 1 и ч. 7 ст. 18 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаны не противоречащими Конституции РФ. Выявленный в постановлении КС конституционно-правовой смысл этих положений является общеобязательным, исключает иное толкование.
Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и Партнеры» представляет интересы клиентов в Конституционном Суде Российской Федерации.
Тел.: +7 (495) 649-87-12