1. Главная
  2. Публикации
  3. Административная практика
  4. КС признал неконституционной невозможность льготной оплаты штрафа за административное правонарушение, выявленное прокуратурой

КС признал неконституционной невозможность льготной оплаты штрафа за административное правонарушение, выявленное прокуратурой

18 июля 2024 года Конституционный Суд РФ принял Постановление № 39-П, в котором определялась возможность льготной уплаты штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе проверки прокуратуры. В связи жалобой ООО «НТСИ Телеком» рассматривалась конституционность части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП.

ООО «НТСИ Телеком» в 2022 году обеспечила международный вызов на территорию России с территории иностранного государства через абонентский номер, соответствующий российской городской нумерации (подменный номер). Федеральный закон «О связи» обязывает не допускать подобные вызовы и прекращать их.

Неисполнение ООО «НТСИ Телеком» данной обязанности было обнаружено в ходе прокурорской проверки. Общество было привлечено к административной ответственности, при этом суды отказали ему в льготной (в половинном размере) уплате штрафа на основании ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП.

Суды указывали, что правонарушение было выявлено в ходе прокурорского надзора, который не относится к государственному контролю, муниципальному контролю по смыслу ст. 3 Федерального закона «О государственном контроле», а поэтому общество не может рассчитывать на льготные условия уплаты штрафа.

Поэтому ООО «НТСИ Телеком» обратилось в Конституционный Суд с просьбой проверить конституционность этих положений в той мере, в какой на их основании исключается возможность льготной уплаты штрафа, назначенного за административное правонарушение, выявленное в ходе проверки, проведенной органами прокуратуры.

КС встал на сторону заявителя. Он напомнил, что принцип равенства всех перед законом, гарантирующий одинаковые права и обязанности для субъектов одной категории, не исключает возможность установления различных условий для разных категорий субъектов права; но такие различия не могут носить произвольный характер.

Обстоятельства же, в связи с которыми предполагается наличие у лица права на уплату штрафа в половинном размере, будучи объективными и связанными в большей мере со способом организации контроля, в данном случае имеют внешний по отношению к составу совершенного административного правонарушения характер.

Тем самым, как указывает Конституционный Суд, предоставление отдельным субъектам возможности уплаты уже наложенного административного штрафа в половинном размере в соответствии с ее преференциальным характером не является способом индивидуализации назначенного административного наказания.

КС отметил, что ограничительное толкование ч. 1.3-3 статьи 32.2 КоАП к выявленным в ходе осуществления прокурорского надзора правонарушениям ставит в различное правовое положение привлекаемых к ответственности предпринимателей, не соблюдших одни и те же обязательные требования.

Сейчас в правоприменительной практике реализация возможности уплаты штрафа в половинном размере ставится в зависимость лишь от способа организации контрольной функции государством, что никак не связано с особенностями субъекта административной ответственности и (или) характером совершенного им деяния.

Таким образом, сложившаяся ситуация ведет к нарушению принципа равенства субъектов, привлекаемых к административной ответственности за совершение одних и тех же административных правонарушений, выявленных в различных процедурах различными государственными органами в отношении одной и той же категории лиц.

Кроме того, положения КоАП, позволяющие в определенный срок уплачивать на льготных условиях штрафы за нарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, принимались для либерализации условий ведения предпринимательской деятельности.

Исходя из направленности данных положений на стимулирование привлеченных к административной ответственности лиц к добровольному исполнению наложенных административных наказаний, также не усматривается предпосылок для такого ограничительного толкования норм КоАП.

Таким образом, Конституционный Суд заключил, что положение ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП не соответствует Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно не предоставляет возможности льготной уплаты административного штрафа в случае выявления административного правонарушения в ходе прокурорской проверки.

Поэтому КС указал, что законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения с учетом озвученных в постановлении позиций. До внесения изменений возможность льготной уплаты штрафа должна предоставляться и лицам, административные правонарушения которых выявила прокуратура.

Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и Партнеры» консультирует клиентов по вопросам административного права, а также представляет их интересы в государственных органах, судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Email: info@nplaw.ru
Тел.: +7 (495) 649-87-12