18 июля 2024 года Конституционный Суд РФ принял Постановление № 39-П, в котором определялась возможность льготной уплаты штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе проверки прокуратуры. В связи жалобой ООО «НТСИ Телеком» рассматривалась конституционность части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП.
ООО «НТСИ Телеком» в 2022 году обеспечила международный вызов на территорию России с территории иностранного государства через абонентский номер, соответствующий российской городской нумерации (подменный номер). Федеральный закон «О связи» обязывает не допускать подобные вызовы и прекращать их.
Неисполнение ООО «НТСИ Телеком» данной обязанности было обнаружено в ходе прокурорской проверки. Общество было привлечено к административной ответственности, при этом суды отказали ему в льготной (в половинном размере) уплате штрафа на основании ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП.
Суды указывали, что правонарушение было выявлено в ходе прокурорского надзора, который не относится к государственному контролю, муниципальному контролю по смыслу ст. 3 Федерального закона «О государственном контроле», а поэтому общество не может рассчитывать на льготные условия уплаты штрафа.
Поэтому ООО «НТСИ Телеком» обратилось в Конституционный Суд с просьбой проверить конституционность этих положений в той мере, в какой на их основании исключается возможность льготной уплаты штрафа, назначенного за административное правонарушение, выявленное в ходе проверки, проведенной органами прокуратуры.
КС встал на сторону заявителя. Он напомнил, что принцип равенства всех перед законом, гарантирующий одинаковые права и обязанности для субъектов одной категории, не исключает возможность установления различных условий для разных категорий субъектов права; но такие различия не могут носить произвольный характер.
Обстоятельства же, в связи с которыми предполагается наличие у лица права на уплату штрафа в половинном размере, будучи объективными и связанными в большей мере со способом организации контроля, в данном случае имеют внешний по отношению к составу совершенного административного правонарушения характер.
Тем самым, как указывает Конституционный Суд, предоставление отдельным субъектам возможности уплаты уже наложенного административного штрафа в половинном размере в соответствии с ее преференциальным характером не является способом индивидуализации назначенного административного наказания.
КС отметил, что ограничительное толкование ч. 1.3-3 статьи 32.2 КоАП к выявленным в ходе осуществления прокурорского надзора правонарушениям ставит в различное правовое положение привлекаемых к ответственности предпринимателей, не соблюдших одни и те же обязательные требования.
Сейчас в правоприменительной практике реализация возможности уплаты штрафа в половинном размере ставится в зависимость лишь от способа организации контрольной функции государством, что никак не связано с особенностями субъекта административной ответственности и (или) характером совершенного им деяния.
Таким образом, сложившаяся ситуация ведет к нарушению принципа равенства субъектов, привлекаемых к административной ответственности за совершение одних и тех же административных правонарушений, выявленных в различных процедурах различными государственными органами в отношении одной и той же категории лиц.
Кроме того, положения КоАП, позволяющие в определенный срок уплачивать на льготных условиях штрафы за нарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, принимались для либерализации условий ведения предпринимательской деятельности.
Исходя из направленности данных положений на стимулирование привлеченных к административной ответственности лиц к добровольному исполнению наложенных административных наказаний, также не усматривается предпосылок для такого ограничительного толкования норм КоАП.
Таким образом, Конституционный Суд заключил, что положение ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП не соответствует Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно не предоставляет возможности льготной уплаты административного штрафа в случае выявления административного правонарушения в ходе прокурорской проверки.
Поэтому КС указал, что законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения с учетом озвученных в постановлении позиций. До внесения изменений возможность льготной уплаты штрафа должна предоставляться и лицам, административные правонарушения которых выявила прокуратура.
Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и Партнеры» консультирует клиентов по вопросам административного права, а также представляет их интересы в государственных органах, судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Тел.: +7 (495) 649-87-12