Юридическая фирма "Надмитов, Иванов и партнёры" расскажет о наиболее важных вопросах, касающихся проведения due diligence при купле-продаже акций (долей) в компаниях.
Проведение due diligence в связи с планированием совершения сделки купли-продажи акций (долей участия) преследукт две основные цели:
- Информационная (проведение проверки позволяет лучше понять процессы, происходящие в организации, оценить потенциал её работников);
- Поиск обстоятельств, которые создают или могут в дальнейшем создать риски для покупателя (обнаружение дефектов, как правило, отражается на цене договора, включении или невключении в договор заверений сторон, положений об обязательстве возместить потери и др.).
Проверка может проводиться продавцом и/или покупателем. Целью продавца может быть выявление дефектов для их устранения перед продажей, однако возможно и то, что продавец осуществляет проверку лишь в тех областях, в отношении которых он уверен в отсутствии рисков, для последующего представления «чистого» отчета покупателям и увеличения спроса на продаваемый объект. Однако чаще due diligence оказывается более нужным именно покупателю, так как он более заинтересован в приобретении безопасного актива.
Комплексная проверка может быть следующих видов:
Юридическая проверка (анализ юридических вопросов - договорная документация, лицензии, соблюдение трудового законодательства и т.д.);
Финансовая проверка (анализ денежных потоков, потребностей в инвестициях,
Налоговая проверка (анализ имеющихся споров с налоговой, выявление потенциальных доначислений и т.д.);
Экологическая проверка (оценка соблюдения экологического законодательства);
Страховой аудит (оценивается имеющийся портфель страховых полисов и достаточность страхового покрытия);
Технический аудит (нацелен на оценку состояния приобретаемого актива).
При проведении due diligence информация и документы могут раскрываться передувающей стороне несколькими способами:
- Открытие виртуальной информационной комнаты: наиболее распространенный способ, предполагает скандирование информации, размещение её на выделенном сервере и предоставление доступа к серверу проверяющим лицам. Недостатком данного способа является необходимость привлечения специалистов, которые помогут с установкой соответствующего оборудования, так как без них компания может столкнуться с техническими проблемами;
- Использование физической информационной комнаты: при таком способе привлечение специалистов-техников не потребуется, однако возникают сложности с учетом и физическим хранением большого количества документов;
- Физическая передача документов и информации команде покупателя для целей проведения проверки: используется редко, как правило, при небольшом объеме документов и наличии высокого уровня доверия между сторонами.
- регистрационные свидетельства и учредительные документы;
- документы, оформляющие выпуск ценных бумаг и оплату уставного капитала, увеличение или уменьшение уставного капитала;
- регламенты работы органов управления;
- документы, оформляющие переход титула на акции (доли);
- документы в отношении филиалов и представительств, доверенности;
- документы в связи с корпоративным управлением в продаваемой компании;
- структура акционеров компании;
- документы в отношении движимого и недвижимого имущества;
- документы в отношении объектов интеллектуальной собственности, информационных систем и технологий, используемых продаваемой компанией;
- коммерческие договоры продаваемой компании;
- документы о соблюдении продаваемой компанией норм антимонопольного законодательства;
- документы о соответствии хозяйственной деятельности компании действующему законодательству.
Данный перечень документов не является исчерпывающим: конкретный пакет документов зависит от многих факторов, включая состав учредителей (иностранные юридические лица, российские или же физические лица), отрасль деятельности.
Основная масса документов предоставляется за последние 3 года (что соответствует общему сроку исковой давности), при налоговых проверках документы, как правило, предоставляются за последние 4 года. Однако глубина проверки в каждом случае должна отдельно согласовываться инициатором проверки с исполнителем, должны обсуждаться также приоритеты заказчика.
Проведение проверки заканчивается составлением исполнителем отчета о комплексной юридической проверке. В зависимости от пожеланий покупателя, отчет может быть подготовлен в виде подробного документа или же в формате предоставления ответов на ключевые вопросы. Подробный отчет содержит описание хозяйственной деятельности и структуры приобретаемой покупателем компании, а также описания рисков, которые были выявлены в ходе проверки. Отчет в формате ответов на ключевые вопросы содержит описание рисков и не содержит описания хозяйственной деятельности приобретаемой компании. Независимо от формы отчета, он содержит рекомендации покупателю по устранению выявленных рисков.
Юридическая фирма "Надмитов, Иванов и партнёры" в практике по сделкам купли-продажи акций, долей, активов (Mergers and Acquisitions / M&A) предоставляет следующие услуги:
-
структурирование сделок, согласование основных параметров сделки;
-
подготовка предварительных соглашений (term sheet, memorandum of intention, memorandum of understanding), соглашений об эксклюзивности и конфиденциальности;
-
подготовка договоров купли-продажи акций, долей участия или активов, договоров о подписке, писем о раскрытии, соглашений о расчетах эскроу (escrow agreements), опционов и опционных соглашений, договоров конвертируемого займа, уставов, договоров об учреждении, корпоративных решений и всей иной необходимой договорной документации;
-
проведение комплексной правовой проверки (due diligence) приобретаемых акций, долей и активов, подготовка запросов о комплексной проверке;
-
получение согласия антимонопольных органов, правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации по иностранным инвестициям в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации;
-
помощь в проведении процедур закрытия сделок.