1. Главная
  2. Публикации
  3. Обзоры законодательства
  4. Обзор Федерального закона об «амнистии капиталов»

Обзор Федерального закона об «амнистии капиталов»

1.Цели принятия Федерального закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты»

08 июня 2015 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты».

Федеральный закон вступил в силу с 08 июня 2015 г.

Цели принятия указанного закона:

  •  обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц,
  • защита имущественных интересов физических лиц, в том числе за пределами Российской Федерации;
  •  снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом Российской Федерации к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами.

2. До 31 декабря 2015 года граждане могут добровольно представить в налоговые органы сведения об имуществе, счетах (вкладах) в банках (в том числе в зарубежных), контролируемых иностранных компаниях путем подачи специальной декларации

  •  В соответствии с программой добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, которая действует в период с 1 июля до 31 декабря 2015 года, граждане могут добровольно представить в налоговые органы сведения об имуществе, счетах (вкладах) в банках (в том числе в зарубежных), контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант признается контролируемым лицом, путем подачи специальной декларации.
  • Специальная декларация может быть подана в налоговый орган по месту жительства или пребывания декларанта или непосредственно в ФНС. Форма декларации и порядок ее заполнения установлены в приложениях к рассматриваемому Закону.
  • На указанную декларацию будет распространяться режим налоговой тайны. Сведения, содержащиеся в такой декларации, не могут передаваться никаким государственным органам. Указанные сведения могут быть истребованы только по запросу декларанта, который в любое время может получить копию декларации.

3. Установлены гарантии участникам программы добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках 

  •  В отношении деяний, совершённых до 1 января 2015 г. при приобретении, использовании или распоряжении имуществом и (или) КИК, декларант и (или) номинальный владелец имущества, освобождаются от:

– уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 193 (уклонение от исполнения обязанности по репатриации денежных средств), ч. 1 и 2 ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей), ст. 199.1 (уклонение от уплаты налогов (сборов) физическим лицом) и 199.2 УК РФ (уклонение от уплаты налогов (сборов) организацией);

– административной ответственности за совершение валютных операций и зачисление денежных средств на задекларированные счета (вклады) с нарушением законодательства РФ;

– ответственности за налоговые правонарушения, связанные с открытием и зачислением денежных средств на задекларированные счета (вклады).

  •  Гарантии распространяются также на организационно-распорядительный и административный персонал компании, которая участвовала в приобретении, использовании или распоряжении имуществом или КИК, а также в процессе открытия и зачисления денежных средств на зарубежные счета, указанные в декларации.
  •  Операции по передаче имущества номинальным владельцем (лицом, осуществляющим права собственника имущества в интересах и (или) по поручению физического лица) фактическому (физическому лицу, в интересах и (или) по поручению которого номинальный владелец имущества осуществляет права собственника) освобождены от налогообложения.

4. Особенности предоставления гарантий

Гарантии, предусмотренные рассматриваемым Законом, предоставляются исключительно в пределах указанного в декларации имущества и операций по его приобретению, использованию или распоряжению таким имуществом, а также в отношении декларанта и лиц, информация о которых содержится в декларации, с момента предоставления декларации в налоговый орган.

В отношении репатриации имущества Закон отмечает, что факт предоставления гарантий не зависит от возврата задекларированного имущества на территорию Российской Федерации, кроме случаев нахождения движимого имущества:

  •  В государства (на территории), включённом в список ФАТФ;
  •  В государстве (на территории), которое не обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с РФ.

5 . Особенности валютного регулирования и валютного контроля

Рассматриваемый Закон предоставляет декларанту отдельные гарантии в области валютного регулирования, а именно:

  •  При наличии в декларации сведений о счетах (вкладах) в иностранных банках, открытых по состоянию на 1 января 2015 г., об открытии и изменении реквизитов в отношении которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании), и при этом указанное лицо не уведомило налоговые органы о данных счетах, при предоставлении декларации физическое лицо может также предоставить в налоговый орган соответствующую информацию об указанных счетах в установленной форме.
  •  Предоставленные таким образом данные о зарубежных счетах не считаются поданными с нарушением Закона о валютном регулировании.
  •  Валютные операции, совершённые по данным счетам до 1 января 2015 г., признаются совершёнными без нарушения Закона о валютном регулировании.

6. Внесение изменений в иные законодательные акты

Рассматриваемый закон также вносит изменения в действующие законодательные акты Российской Федерации в части освобождения от ответственности в связи с предоставлением специальной декларации при условии, что лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации. Поправки внесены в следующие нормативные акты:

  •  Уголовный кодекс Российской Федерации;
  •  Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
  •  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и иные нормативные акты.

Отдельно стоит отметить внесённый в Государственную Думу 13 мая 2015 г. Законопроект № 792046-6, содержащий ряд поправок в Налоговый кодекс в отношении амнистии капиталов и налогообложения КИК. Законопроект в частности уточняет, что получение фактическим владельцем задекларированного имущества от номинального владельца доходом не признается. 20 мая 2015 г. Законопроект был принят в первом чтении. 10 июня 2015 г. Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам было предложено отклонить указанный законопроект.

+7 (495) 649-87-12