1. Главная
  2. Публикации
  3. Обзоры законодательства
  4. Обзор законопроекта о финансовых активах

Обзор законопроекта о финансовых активах

10 Апреля 2018
644

По структуре он также состоит из пяти статей, три из которых посвящены раскрытию основных понятий, процедуре выпуска токенов (ICO) и обращению финансовых активов. Под цифровыми финансовыми активами понимаются криптовалюта и токены, и по законопроекту они отнесены к имуществу и не являются средством платежа. Криптовалюта создается и учитывается в реестре транзакций в результате майнинга. Необходимо отметить, что согласно законопроекту Минфина майнинг признавался предпринимательской деятельности, в то время как в законопроекте, внесенном в Госдуму, майнинг не является предпринимательством в случае, если при его осуществлении в течение трех месяце подряд лицо не превысило лимиты энергопотребления, установленные Правительством Российской Федерации. То есть майнингом будут иметь возможность заниматься и физические лица без необходимости создавать ИП. В отличие от криптовалюты токены выпускаются в рамках ICO и у токена одного вида может быть только один эмитент. В законопроекте Минфина максимальная сумма, на которую могли приобрести токены неквалифицированные инвесторы в рамках одного выпуска, ограничивалась размером в пятьдесят тысяч рублей, в то время как законопроект, внесенный в Госдуму, оставляет данную сумму на усмотрение Центрального Банка. Сам процесс эмиссии токенов согласно законопроекту достаточно сложен: 1) требуется опубликовать значительный объем документации, в том числе публичную оферту о выпуске токенов и инвестиционный меморандум, не позднее чем за 3 рабочих дня до начала продажи токенов; 2) заключить договор, в том числе в форме смарт-контракта, с каждым приобретателем.

В законопроекте Минфина была предусмотрена возможность совершения сделок по обмену цифровых финансовых активов, то есть и криптовалюты, и токенов, одного вида на цифровые финансовые активы другого виды и сделок по обмену цифровых финансовых активов на иное имущество, помимо рублей и иностранной валюты. В тексте законопроекта, внесенного в Госдуму, указаны только сделки по обмену токенов на рубли и иностранную валюту, а перечень иных сделок по обмену цифровых финансовых активов, а также порядок и условия их совершения будет урегулирован на подзаконном уровне Центральным Банком по согласованию с Правительством.

Сделки могут совершаться только через операторов обмена цифровых финансовых сделок, а цифровые записи, содержащие информацию о таких сделках, должны храниться в цифровых кошельках, которые также будут открываться оператором обмена и только после прохождения процедур идентификации его владельца. Порядок открытия, ведения, закрытия и защиты таких кошельков будет установлен Центральным Банком. В законопроекте Минфина указывалось, что для неквалифицированного инвестора открывается специальный счет для зачисления и совершения сделок с токенами оператором обмена, являющегося владельцем цифрового кошелька, в то время как квалифицированный инвестор может открыть цифровой кошелек на свое имя, то есть владельцем приватных ключей и кошелька неквалифицированного инвестора устанавливался оператор обмена. Будет ли принят такой подход в подзаконных актах ЦБ неизвестно.

На данном этапе невозможно делать какие-то выводы, поскольку в законопроект еще может быть внесено большое количество поправок на предстоящих чтениях. Однако можно уже сейчас утверждать, что будут вноситься изменения в существующее законодательство, а также приниматься множество подзаконных актов для того, чтобы закон о цифровых финансовых активах мог действовать.

 

Нажмите для звонка
+7 (495) 649-87-12