1. Главная
  2. Публикации
  3. Обзоры законодательства
  4. Обзор изменений законодательства по субсидиарной ответственности контролирующих лиц

Обзор изменений законодательства по субсидиарной ответственности контролирующих лиц

Привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности в рамках процедуры банкротства
В п. 4 ст. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» введен новый состав правонарушения, при совершении которого контролирующее должника лицо подлежит привлечению к субсидиарной ответственности по обязательствам должника:-привлечение должника или его единоличного исполнительного органа к уголовной, административной или налоговой ответственности, размер которой превышает 50 % от общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности.

Ранее ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» содержал лишь два таких состава:

  • причинение вреда имущественным правам кредиторов в результате совершения или одобрения сделок должника;

  • отсутствие или искажение бухгалтерской отчетности, которые стали причиной затруднения проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Положения п. 4 ст. 10 в новой редакции применяются к поданным после 1 сентября 2016 г. заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

Таким образом, законодатель не только мотивирует контролирующее лицо не совершать сделок, причиняющих вред кредиторам, и побуждает его корректно вести бухгалтерский учет для беспрепятственного проведения процедур банкротства, но и пытается исключить ситуацию, при которой контролирующее лицо удовлетворяет требования кредиторов, несмотря на то, что крупная задолженность перед государством остается неоплаченной.

Нормативный акт:

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»


Привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности вне рамок процедуры банкротства
С 28 июня 2017 г. допускается подача заявления в арбитражный суд о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц вне рамок банкротства в следующих случаях:
  • завершение конкурсного производства;
  • возвращение судом заявления о признании должника банкротом в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • прекращение судом производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Заявление о привлечении контролирующего лиц к субсидиарной ответственности по перечисленным выше основаниям может быть подано не позднее 3 лет со дня завершения конкурсного производства.

Кроме этого, с 28 июня 2017 г. исключение общества из ЕГРЮЛ не является препятствием для привлечения недобросовестных контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Соответствующие дополнения внесены в ст. 3 ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью».

Ранее привлечение к ответственности контролирующих лиц ликвидированной компании было возможно через сложную процедуру восстановления общества в ЕГРЮЛ и возбуждение в отношении него дела о банкротстве. С вступлением в силу изменений, вероятно, сократится количество намеренно «брошенных» компаний-должников, которые ввиду отсутствия в течение года отчетности и проведения операций по счетам могут быть ликвидированы по ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Таким образом, привлечение недобросовестных контролирующих лиц к субсидиарной ответственности стало более доступным для кредиторов, что одновременно сопряжено с повышением рисков ведения хозяйственной деятельности.

Нормативный акт:

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»