Юридическая фирма "Надмитов, Иванов и партнёры" подготовила обзор изменений, внесенных Директивой Европейского Парламента и Совета от 30 мая 2018 года в ранее принятые Директиву 2015/849 о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег или финансирования терроризма, а также в Директивы 2009/138/ЕС и 2013/36/ЕС.

Изменения были внесены в связи с усилением террористической угрозы, обусловленным постоянным ростом технического прогресса и использованием в преступном мире новых технологий, использование которых не охватывается действующим законодательством.

В целях повышения транспорентности и снижения уровня террористической угрозы в директиве предлагается ряд мер, в том числе:

1.      Расширение сферы действия директивы 2015/849 на провайдеров, занимающихся обменом между виртуальными и фиатными валютами, а также провайдеров кошельков-хранителей, так как в настоящее время на них не возлагалась обязанность по раскрытию информации о подозрительной деятельности при совершении операций.

2.      Усиление контроля компетентных органов, борьба с анонимностью при совершении операций с виртуальными и фиатными валютами. Указывается на необходимость предоставления национальным подразделениям финансовой разведки (ПФР) возможности получать информацию, позволяющую им связывать адреса виртуальных валют с личностью владельца виртуальной валюты.

3.      Возложение аналогичных обязанностей по выявлению подозрительной деятельности и сообщению о ней в уполномоченные органы также возложено на кредитные организации. Кроме того, государства-члены должны создать централизованные автоматизированные механизмы, позволяющие идентифицировать владельцев банковских и платежных счетов и депозитных ячеек.

4.      Возможность ограничения деловых отношений или сделок с третьими странами, подверженными высокому риску, в случае выявления существенных недостатков в режиме ПОД/ФТ соответствующих третьих стран, если не будут приняты меры по созданию соответствующих условий для устранения рисков. Такие случаи относятся к категории «высокого» риска, и государства-члены должны для принимать дополнительные меры для управления рисками и их смягчения.

5.      Создание странами-участницами на основе национальных реестров централизованного реестра, содержащего информацию о личности владельцев банковских и платежных счетов и депозитных ячеек, их доверенных лицах и бенефициарных владельцах (как минимум, это сведения об имени, дате рождения, стране места жительства, сведения об объеме бенефициарного владения). Раскрытие информации не только о бенефициарах юридических лиц, но и о владельцах трастов и схожих структур. Беспрепятственный доступ ПФР и компетентных органов к данной информации. Необходимость осуществления непрерывного контроля за отдельными четко установленными лицами. При этом на национальном уровне могут быть предусмотрены случаи, в которых раскрытие информации не допускается, так как может причинить несоразмерный вред бенефициару.

6.      Снижение с 25 до 10% порога бенефициарного владения в отношении пассивных нефинансовых организаций, так как ранее установленное значение не позволяло различать коммерческие организации от организаций, не осуществляющих реальную предпринимательскую деятельность и лишь выступающих в качестве посреднического звена между доходами и реальным бенефициарным владельцем.

7.      Предоставление каждым государством-членом ЕС списка должностей, которые квалифицируются как «политически значимые лица».

8.      Ограничение использования предоплаченных карт без проведения должной проверки клиентов путём снижения ежемесячный порог идентификации владельцев с 250 до 150 евро.

9.      Усиление полномочий европейских подразделений финансовой разведки (ПФР), ориентирование стран-участниц на принятие мер по сближению полномочий ПФР в разных странах и обмен опытом.

При этом, особое внимание обращается на то, что поправки должны быть сделаны с должным учетом основополагающего права на защиту персональных данных, а также соблюдения и применения принципа пропорциональности. В частности, лица, данные о которых вносятся в реестры должны быть уведомлены об этом и ознакомлены со своими правами, а на органы, получающие беспрепятственный доступ к конфиденциальной информации, возлагается обязанность по неразглашению данных сведений.

Большинство положений Директивы должно было быть имплементировано странами-участницами в национальное законодательство до 10 января 2020 года. Национальные реестры должны быть соединены в единые реестр через Европейскую центральную платформу уже к 10 марта 2021 года.

5AMLD содержит ряд нововведений, направленных на дальнейшее усиление стремления Союза к прозрачности и соблюдению требований по борьбе с отмыванием денег. Принятые меры помогут отслеживать и предотвращать террористическую деятельность, а также способствуют созданию эффективных инструментов, которые помогут оперативно реагировать на случаи незаконного перемещения финансовых средств.