КС РФ сегодня вынес «решение года». Суд решил, что сейчас законом сроки давности по делам о коррупции не установлены и если законодатель решит их установить, то они должны превышать сроки по другим делам, для них должны быть специальные правила.
КС РФ признал статьи ГК РФ не соответствующими Конституции в той мере в какой судебное толкование позволяет рассматривать общие 3-летний и 10-летний сроки исковой давности в качестве распространяющихся на требования прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, полученного коррупционным путем.
Суд констатировал: «недопустимым является такое использование защиты закона и суда – включая сроки давности, – если притязания лица на применение в его отношении юридических средств защиты основаны на их недобросовестном использовании в противоправных целях. Следовательно, разрешение вопроса о применимости давностных сроков требует достижения баланса частных и публичных интересов, а также принятия во внимание специфики конкретных общественных отношений».
Исковая давность позволяет одной из сторон блокировать судебное разрешение спора по существу, если другая сторона обратилась за защитой своих прав спустя значительное время после того, как узнала об их нарушении. Однако данный институт ориентирован на применение к частноправовым отношениям, основанным на равенстве и автономии воли их участников. В случае же обращения в доход РФ имущества, приобретенного вследствие нарушения антикоррупционных требований, нельзя говорить о защите субъективного гражданского права в том значении, в котором это понятие используется в законодательстве.
Непродолжительные сроки исковой давности могут препятствовать достижению неотвратимости неблагоприятных последствий для коррупционера, поскольку они не гарантируют учета возможности его противодействия установлению оснований для подачи антикоррупционного иска и его подаче. Недобросовестное поведение лица, совершившего деяния коррупционной направленности, должно лишать это лицо оснований рассчитывать на институт давности как средство защиты интересов, противоречащих основам правопорядка.
Таким образом, судебная практика, приравнивающая требования об обращении имущества в доход государства к искам о защите нематериальных благ, признается обусловленной несовершенством правового регулирования. Требования прокурора состоят в обращении конкретного имущества в доход государства, а не защите этих благ, как они понимаются в практике и доктрине.
Также КС РФ отметил, что обращение в доход государства имущества не должно применяться в отношении третьих лиц, не участвовавших в организации коррупционных схем, но вступавших в правоотношения с коррупционером и с подконтрольными ему или связанными с ним лицами, и не знавших об источнике происхождения такого имущества. Этим обеспечиваются интересы добросовестных участников гражданского оборота, соблюдается баланс частных и публичных интересов.
КС РФ особо подчеркнул, что данное постановление касается только исковых требований прокуроров по коррупционным делам, но не по делам о нарушении порядка приватизации.
Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и Партнеры» представляет интересы доверителей в спорах с государственными органами и в Конституционном Суде РФ.
Email: info@nplaw.ru
Тел.: +7 (495) 649-87-12