phone icon+7 (495) 649-87-12
divider

Россия ратифицировала многостороннюю Конвенцию ОЭСР «О взаимной административной помощи по налоговым делам»


Юридическая фирма “Надмитов, Иванов и Партнеры” представляет Вашему вниманию обзор Закона от 04.11.2014 N 325-ФЗ «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам».

4 ноября 2014 года Законом от 04.11.2014 N 325-ФЗ «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам» Россия ратифицировала многостороннюю Конвенцию ОЭСР «О взаимной административной помощи по налоговым делам». Для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 1 июля 2015 года (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.09.2015). Конвенция касается взаимной помощи в расчете и сборе налогов, борьбы с уклонением от налогов и обходом налогов. В настоящее время в ней участвуют более 60 стран и 10 зависимых территорий.

  • В соответствии с Конвенцией административная помощь состоит в:
  • Обмене информацией, т.ч. о счетах, прибылях и убытках компании.
  • Проведении одновременных налоговых проверок и участие в налоговых проверках за границей;
  • Помощи по взиманию налогов, включая принятие обеспечительных мер
  • Направлении документов.
  • Допускается обмен информацией в 3(трех) формах:
  • Обмен по запросу- когда уполномоченные органы одного государства запрашивают информацию у своих коллег из другого государства относительно отдельных компаний или операций. Для осуществления  обмена по запросу двухсторонних соглашений не требуется
  • Автоматический обмен- подразумевает собой регулярный обмен  налоговой информацией  автоматически, без отдельных запросов между странами. В отличие от обмена по запросу автоматический обмен требует двухсторонних соглашений между государствами, в которых будут регулироваться процедура обмена и перечень предоставляемых сведений. В связи с наличием данного требования в ближайшее время  автоматический обмен информацией между Россией и оффшорными юрисдикциями производится не будет.
  • Инициативный обмен – одно договаривающееся государство по своей инициативе, без предварительного запроса направляет другому государству имеющуюся у него информацию. Для осуществления инициативного обмена двухсторонних соглашений не требуется, однако такой обмен возможен только в случаях, описанных в Конвенции, когда:
    • имеются основания полагать, что возможны налоговые потери у другой страны;
    • лицо, ответственное за уплату налогов, получает снижение размера налога или освобождение от уплаты налога в данной стране, которое может повлечь увеличение размера налога или налоговой ответственности в другой стране;
    • коммерческие сделки между лицом, подлежащим налогообложению в данной стране, и лицом, подлежащим налогообложению в другой стране, проводятся через одну или более стран таким образом, что происходит снижение размера подлежащего уплате налога в одной или в другой стране, или в обеих;
    • имеются основания полагать, что уменьшение размера подлежащего уплате налога может являться следствием умышленного перевода прибыли в рамках группы компаний;
    • информация, направленная первой Стороне другой, позволяет получить информацию, которая может являться необходимой для определения размера налоговой ответственности в последней Стороне.

Эффективность данного обмена во многом зависит от инициативы государства, направляющего информацию.

  • По запросу одной стороны Конвенции предусматривается оказание помощи другой стороны во взыскании налогов. Запрашиваемое государство взыскивает налоги так, как если бы они являлись его собственными налоговыми требованиями.
  • Взыскание по запросу другой стороны допускается при наличии документа, разрешающего их принудительное взыскание в запрашивающем государстве, который уже не может быть оспорен в этом государстве.
  • По запросу запрашивающего государства запрашиваемое Государство в целях взыскания суммы налога принимает обеспечительные меры, даже если требование оспаривается или еще не является предметом документа, разрешающего принудительное взыскание.
  • Предусматривается важный инструмент сотрудничества — налоговые проверки, которые могут быть двух видов:
  • Одновременные проверки, когда налоговые органы проводят проверку каждый на своей территории и обмениваются затем полученной информацией.
  • Налоговые проверки за границей, когда налоговые органы одного государства допускаются к процедуре налоговой проверки конкретного субъекта на территории другого государства.
  • Россией не предусмотрена административная помощь в отношении следующих налогов:
  • налоги на доход, прибыль, прирост капитала или чистые активы, которые установлены от имени административно-территориальных единиц или местных органов власти Стороны;
  • обязательные взносы на социальную защиту, уплачиваемые центральному правительству либо учреждениям социальной защиты, созданным в соответствии с публичным правом;
  • налоги на имущество, полученное в порядке наследования или дарения;
  • налоги на использование или владение движимым имуществом, иным, чем автотранспортные средства;
  • в отношении административных штрафов в отношении любых налогов.
  • положения настоящей Конвенции применяются Россией к налоговым периодам, начинающимся с 1 января или после 1 января третьего года, предшествующего 2015 году.
  • На данный момент первыми участвующими странами, планирующие начать обмен информацией 2016 года начиная с 2017 года  являются: Ангилья, Аргентина, Австрия, Барбадос, Бельгия, Бермуды, Болгария, Британские Виргинские Острова, Каймановы Острова, Чили, Колумбия, Хорватия, Кюрасао, Кипр, Чехия, Дания, Доминика, Эстония, Фарерские Острова, Финляндия, Франция, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Венгрия, Исландия, Индия, Ирландия, Остров Мэн, Италия, Джерси, Корея, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Маврикий, Монсеррат, Нидерланды, Ниуэ, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сейшелы, Словакия, Словения, ЮАР, Испания, Швеция, Тринидад и Тобаго, Теркс и Кайкос, Уругвай, Великобритания.
  •        Государствами, присоединяющимися позднее и начинающими обмен информацией 2017 года начиная с 2018 года являются: Албания, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Австралия, Багамы, Белиз, Бразилия, Бруней, Канада, Коста-Рика, Китай, Гренада, Гонконг, Индонезия, Израиль, Япония, Макао, Малайзия, Маршалловы Острова, Монако, Новая Зеландия, Катар, Россия, Сент-Китс и Невис, Самоа, Сент-Люсия, Сент-Винсент, Саудовская Аравия, Сингапур, Синт-Мартен, Швейцария, Турция, Объединенные Арабские Эмираты.
  •      Заинтересованные, но пока не участвующие страны: Бахрейн, Острова Кука, Науру, Панама, Вануату.

separator