phone icon+7 (495) 649-87-12
divider

Обзор законопроекта по КИК


Юридическая фирма “Надмитов, Иванов и Партнеры” представляет Вашему вниманию обзор законопроекта по КИК.

Обзор законопроекта

Федеральный закон от 15.02.2016 N 32-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»

Законодательство о налогообложении КИК

  • Закон №  32-ФЗ  от  15.02.2016  был  подписан  15  февраля  2016  года.  В  НК  РФ внесены изменения, связанные с (1) и (2) определением КИК, (3) освобождением от налогообложения,   (4)   и   (7)   определением   прибыли   КИК,   (5)   определением налоговых периодов для КИК, и (6) льготными сроками ликвидации. Большая часть поправок вступает в силу с 15 февраля 2016 г.. Некоторые правила, например, в отношении льготного порядка ликвидации КИК, вступают в силу с 1 января 2016 года.

Определение КИК (ст. 7 НК РФ)

  • В определение КИК введено понятие «иностранная структура без образования юридического лица».
  • Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях настоящего Кодекса признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (иностранной структурой без образования юридического лица).

Инвестиционные фонды и КИК (п. 14 ст. 25.13 НК РФ)

  • 14. Признание управляющего лица иностранного инвестиционного фонда (паевого фонда или иной формы осуществления коллективных инвестиций) налоговым резидентом Российской Федерации, а равно факт осуществления таким управляющим лицом  деятельности  по  управлению  активами  такого  фонда (компании) на территории Российской Федерации сами по себе не являются основаниями для признания этого фонда (компании) контролируемой иностранной компанией, для которой контролирующим является указанное управляющее лицо. Для целей настоящего пункта управляющими лицами иностранного инвестиционного фонда (паевого фонда или иной формы осуществления коллективных инвестиций) признаются управляющая компания, являющаяся российской или иностранной организацией, управляющий партнер, являющийся физическим лицом или организацией, а также иные лица, осуществляющие функции по управлению активами, прямо или косвенно принадлежащими такому иностранному инвестиционному фонду (паевому фонду или иной форме осуществления коллективных инвестиций).

Федеральный закон от 15.02.2016 N 32-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»

3 Освобождение от налогообложения прибыли КИК (п. 10 ст. 25.13-1 НК РФ)

  • Прибыль контролируемых     иностранных     компаний     освобождается     от налогообложения при условии одновременного соблюдения всех следующих требований:
  • 1) обращающиеся облигации отвечают требованиям подпункта 1 пункта 2.1 статьи 310 Налогового Кодекса;
  • 2) долговые обязательства  российских  и  иностранных  организаций  перед иностранными организациями возникли в связи с размещением обращающихся облигаций, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, что подтверждается хотя бы одним из следующих документов:
  • договором, которым оформлено соответствующее долговое обязательство;
  • условиями выпуска соответствующих обращающихся облигаций;
  • проспектом эмиссии соответствующих обращающихся облигаций;
  • 3) иностранные организации имеют постоянное местонахождение в государствах, с которыми Российская Федерация имеет международные договоры, регулирующие вопросы налогообложения доходов организаций и физических лиц;
  • 4) доля процентных расходов по обращающимся облигациям, осуществленных за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов в сумме всех расходов такой организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период.

4 Определение прибыли КИК (п. 1.1 ст. 25.15 НК РФ)

  • При определении прибыли контролируемой иностранной компании, являющейся структурой без образования юридического лица, не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены в качестве взноса (вклада) от учредителя (основателя) данной структуры и (или) лиц, являющихся членами его семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, а также от иной контролируемой иностранной компании (в том числе иностранной структуры без образования юридического лица), в отношении которой хотя бы одно из указанных выше лиц является контролирующим лицом. При этом, если передающая сторона является контролируемой иностранной компанией, при определении прибыли этой контролируемой иностранной компании не учитываются расходы в виде переданного имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав.
  • Данные положения  не   применяются   при   передаче   имущества   и   (или) имущественных прав контролируемой иностранной компанией, источником формирования которых являлась прибыль передающей стороны за финансовый год, в котором осуществлена ее ликвидация.

5 Налоговый период для КИК (п. 6 ст. 55 НК РФ)

  • .Если  иностранная   организация   самостоятельно   признала   себя   налоговым резидентом Российской Федерации с 1 января календарного года, в котором ею представлено заявление о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации, первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с 1 января календарного года, в котором представлено указанное заявление, до конца этого календарного года.
  • Если  иностранная   организация   самостоятельно   признала   себя   налоговым резидентом Российской Федерации с даты представления в налоговый орган заявления  о  признании  себя  налоговым  резидентом  Российской  Федерации, первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с даты представления в налоговый орган указанного заявления до конца календарного года, в котором представлено указанное заявление.

 

6 Льготный срок налоговой ликвидации (п. 60 ст. 217, п. 2.3 ст. 277 НК РФ)

  • Налогоплательщик вправе не учитывать при определении налоговой базы доходы в виде стоимости полученного имущества (имущественных прав) при условии, что процедура ликвидации иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) завершена до 1 января 2018 года. Предельный срок завершения процедуры ликвидации иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) продлевается в следующих случаях:
  • 1) если решение акционеров (учредителей) или иных уполномоченных лиц о ликвидации иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) принято до 1 января 2017 года, но процедура ликвидации не может быть завершена до 1 января 2018 года в связи с ограничениями, установленными личным законом иностранной организации, либо участием иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) в судебном разбирательстве, процедура ликвидации иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) должна быть завершена не позднее окончания 365 последовательных календарных дней, считая с даты окончания таких ограничений и (или) судебных разбирательств;
  • 2) если личным законом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) установлен минимальный период владения акциями (долями, паями) в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) и (или) в ее дочерних организациях и (или) иностранных структурах без образования юридического лица;
  • 3) если решение о ликвидации иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) не может быть принято до 1 января 2018 года в связи с ограничениями, установленными условиями выпуска обращающихся облигаций, отвечающих требованиям, процедура ликвидации иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) должна быть завершена не позднее окончания 365 последовательных календарных дней, считая с даты окончания действия таких ограничений для указанной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).

7 Определение прибыли КИК (п. 1.2 ст. 309.1 НК РФ )

  • Определение прибыли   (убытка)   контролируемой   иностранной   компании осуществляется при выполнении одного из следующих условий:
  • 1) постоянным местонахождением этой контролируемой иностранной компании является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией;
  • 2) в отношении финансовой отчетности представлено аудиторское заключение,

которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.

  • Определение прибыли (убытка)  контролируемой  иностранной  компании  в осуществляется с учетом следующих требований:
  • 1) в целях определения прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании используется неконсолидированная финансовая отчетность такой компании, составленная в соответствии со стандартом, установленным личным законом такой компании.
  • В случае, если личным законом контролируемой иностранной компании не установлен стандарт составления финансовой отчетности, прибыль (убыток) такой контролируемой иностранной компании определяется по данным финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности либо иными международно-признанными стандартами составления финансовой отчетности.
  • 2) в случае, если в соответствии с личным законом контролируемой иностранной компании ее финансовая отчетность не подлежит обязательному аудиту, определение прибыли (убытка)  такой  контролируемой  иностранной  компании  в целях настоящего Кодекса осуществляется на основании финансовой отчетности, аудит которой проведен в соответствии с международными стандартами аудита.
  • Налогоплательщик — контролирующее лицо, являющееся физическим лицом, вправе применять порядок определения прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании, при условии, что выбор такого порядка определения прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании отражен в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц налогоплательщика — контролирующего лица и такой порядок подлежит применению в отношении соответствующей контролируемой иностранной компании в течение не менее пяти налоговых периодов.

 


separator