phone icon+7 (495) 649-87-12
divider

Обзор Проект закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)»


Юридическая фирма “Надмитов, Иванов и Партнеры” представляет Вашему вниманию обзор проекта закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)»

Обзор проекта закона Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)

  • 26 января 2018 года Центральный Банк РФ опубликовал законопроект, направленный на регулирование розничного финансирования, или краудфандинга.
  • С 1 февраля 2018 года законопроект будет тестироваться на 12 крупнейших краудфандинговых платформах.

Законопроект регулирует отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или ИП с использованием информационных технологий посредством платформ, а также определяет правовые основы деятельности операторов платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).
Действие закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с пожертвованиями имущества посредством платформ. Осуществление деятельности по организации краудфандинга после дня вступления в силу Закона допускается только при условии включения организации, намеренной осуществлять такую деятельность, в реестр операторов платформ. 

Услуги по организации краудфандинга оказываются одновременно на основании договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании. Данные договоры являются договорами присоединения, условия которых предусмотрены в правилах платформы.

Присоединение к договорам осуществляется при условии идентификации и аутентификации лица, намеренного стать участником платформы, и оформляется электронным документом, подписанным простой электронной подписью, если иной вид электронной подписи, либо иной способ присоединения к договору, не предусмотрен правилами платформы.

Присоединение к договорам осуществляется при условии идентификации и аутентификации лица, намеренного стать участником платформы, и оформляется электронным документом, подписанным простой электронной подписью, если иной вид электронной подписи, либо иной способ присоединения к договору, не предусмотрен правилами платформы.

Правила инвестиционной платформы

Оператор платформы вправе оказывать услуги по организации краудфандинга при условии раскрытия правил платформы.
Оператор платформы обязан определить формы примерных договоров, заключаемых с использованием платформы.

В правилах платформы должны содержаться:

  • порядок идентификации и аутентификации участников платформы и их допуска к информационным ресурсам платформы;
  • требования к инвестиционным проектам, предложение об инвестировании в которые может быть сделано с использованием платформы;
  • требования к деловой репутации лиц, привлекающих инвестиции, контролирующих их лиц и руководителей (единоличных исполнительных органов) таких лиц;
  • виды (перечень) договоров, которые могут заключаться с использованием платформы, и порядок их заключения, изменения и расторжения;
  • порядок и сроки передачи денежных средств участникам платформы с номинального счета, открытого оператору платформы;
  • размер вознаграждения оператора платформы или порядок его определения;
    состав информации, раскрываемой оператором платформы и лицом, привлекающим инвестиции, порядок и сроки раскрытия такой информации;
  • порядок обмена информацией между инвесторами;

Правила платформы могут содержать положения, которые не предусмотрены Законом и не противоречат ему.

Способы вложения инвестиций посредством инвестиционной платформы и ограничения инвестирования
Вложение инвестиций посредством платформы может осуществляться путем:

  • предоставления займов;
  • приобретения ценных бумаг;
  • приобретения доли участника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, доли участника в складочном капитале хозяйственного товарищества или хозяйственного партнерства;
  • приобретения токенов инвестиционного проекта.

Инвестор, приобретая токен инвестиционного проекта, может приобрести следующие имущественные права:

  • права (требования) из договора займа, предоставленного лицу, привлекающему инвестиции;
  • права требовать передачи ценных бумаг при их размещении (выдаче) лицом, привлекающим инвестиции;
  • права требовать передачи ценных бумаг и осуществления прав по этим ценным бумагам, которые выпущены лицом, привлекающим инвестиции;
  • права требовать передачи имущества, исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности или прав использования результата интеллектуальной деятельности;
  • права требования выполнения работ и оказания услуг.

Общая сумма инвестиций, привлеченных одним лицом с использованием платформ, в течение календарного года не может превышать 200 миллионов рублей. 

Ограничения на вложение инвестиций
Ограничения в отношении граждан, не являющихся квалифицированными инвесторами или ИП:

  • сумма инвестиций одного инвестора, привлекаемых в один инвестиционный проект с использованием платформы, в течение календарного года не может превышать 50 тысяч рублей;
  • общая сумма инвестиций одного инвестора, привлекаемых во все инвестиционные проекты с использованием платформ, в течение календарного года не может превышать 500 тысяч рублей.

Требования к оператору инвестиционной платформы 

Оператором платформы может быть хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством РФ, при условии включения указанного общества Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ.

  • Оператор платформы не вправе совмещать деятельность по организации краудфандинга с деятельностью кредитной организации либо деятельностью некредитной финансовой организации, за исключением деятельности организатора торговли, брокера, управляющего, депозитария или регистратора.
  • Размер собственных средств (капитала) оператора платформы должен составлять не менее 5 миллионов рублей.

Требования к оператору инвестиционной платформы
Лицом, имеющим право распоряжаться долей в размере 10% и более в организации, являющейся оператором платформы, не может являться:

  • юридическое лицо, зарегистрированное в государствах или на территориях, не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций, перечень которых утверждается Министерством финансов РФ;
  • юридическое лицо, у которого за совершение нарушения была аннулирована (отозвана) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации;
    физическое лицо:
  • в отношении которого не истек срок, в течение которого он считается подвергнутым административному наказанию в виде дисквалификации;
  • имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.

Единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа или коллегиального органа управления оператора платформы могут являться физические лица, соответствующие следующим требованиям:

  • отсутствие сведений об этих лицах в реестре дисквалифицированных лиц, либо в отношении которых истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
  • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти;
  • наличие высшего образования.

Полномочия единоличного исполнительного органа оператора платформы не могут быть переданы юридическому лицу.

Платформа должна содержать реестр договоров, заключенных с использованием платформы.
Платформа должна обеспечивать:

  • сохранность и достоверность записей в реестре договоров, а также невозможность изменения указанных записей иначе как при изменении сторонами условий договоров, информация о которых содержится в реестре договоров;
  • возможность для сторон договора, заключенного с использованием платформы, получения его текста на русском языке;
  • возможность ознакомления участников платформы с исходным кодом смарт-контрактов.

Оператор платформы обязан иметь расположенные на территории РФ основной и резервный комплексы программно-технических средств, предназначенные для оказания услуг по организации краудфандинга.

Ответственность оператора инвестиционной платформы
Оператор платформы несет перед участниками ответственность за убытки, причиненные вследствие:

  • раскрытия или предоставления недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации о платформе и о ее операторе;
  • нарушения оператором платформы правил платформы;
  • несоответствия платформы установленным Законом требованиям.

Оператор платформы не отвечает перед инвесторами по обязательствам лица, привлекающего инвестиции. 

Порядок вложения инвестиций посредством инвестиционной платформы
Предложение лица, привлекающего инвестиции, должно содержать срок действия предложения и минимальный объем привлекаемых денежных средств. Может быть также указан целевой объем денежных средств, по достижению которого действие такого предложения прекращается.

Если минимальный объем средств не был собран в течение срока действия предложения, оно должно быть отозвано, и средства возвращены инвесторам. На средства, возвращенные инвестору, проценты начислению не подлежат.
Инвестор, принявший предложение, в течение 5 рабочих дней со дня передачи денежных средств на номинальный счет оператора платформы, но не позднее дня истечения срока действия предложения (либо дня достижения целевого объема средств), вправе отозвать принятие указанного предложения и потребовать возврата своих денежных средств.

Вложение инвестиций может осуществляться только безналичными денежными средствами, которые зачисляются на номинальный счет, открытый оператору платформы.

Если иное не предусмотрено правилами платформы, денежные обязательства лиц, привлекающих инвестиции (за исключением обязательств по передаче доходов и выплат по ценным бумагам), исполняются инвесторам только путем перечисления денежных средств на номинальный счет, открытый оператору платформы.

Оператор платформы, обязан передать инвесторам денежные средства, полученные от лица, привлекающего инвестиции, в срок, предусмотренный правилами платформы.

Требования к лицам, привлекающим инвестиции посредством инвестиционной платформы 

Лицами, привлекающими инвестиции посредством платформы, могут являться:

  • коммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • ИП.

В отношении таких лиц не должно быть подано заявления о признании должника банкротом.

Такие лица, а также их контролирующие лица и руководители (единоличные исполнительные органы) должны соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным в правилах платформы.

Дополнительные требования могут быть установлены оператором платформы.

Закон устанавливает подробный перечень информации, которая должна раскрываться оператором платформы на сайте, предоставляющем доступ к платформе.

Контроль за деятельностью операторов платформ осуществляет Банк России.

На своем официальном сайте Банк России размещает реестр операторов платформ. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными.

Сведения вносятся в реестр операторов платформ по решению Банка России на основании заявления и прилагаемых к нему документов, перечень которых устанавливает Банк России.

Закон предусматривает перечень оснований для отказа во внесении сведений о заявителе в реестр, а также для исключения оператора платформы из реестра. 

Законопроект предусматривает внесение изменений в ряд федеральных законов.
ФЗ «О рекламе» предлагается дополнить статьями, регулирующими размещение рекламы оператором платформы. Так, реклама должна содержать:

  • адрес сайта, на котором осуществляется раскрытие информации оператором платформы;
  • Указание на то, что договоры, предлагаемые к заключению посредством платформы, являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме.
  • Не допускается реклама платформы, участниками которой могут быть только лица, являющиеся квалифицированными инвесторами.
  • Не допускается реклама условий инвестирования в инвестиционные проекты, которое осуществляется посредством платформы

Закон «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» вступает в силу со дня его официального опубликования.


separator