phone icon+7 (495) 649-87-12
divider

Обзор изменений законодательства за май-июнь 2015 г.


Юридическая фирма “Надмитов, Иванов и Партнеры” представляет Вашему вниманию обзор изменений законодательства за май-июнь 2015 г.

Обзор изменений

1. Верховный Суд РФ принял Постановление Пленума, в котором разъяснил особенности применения части первой Гражданского кодекса РФ.

В Постановлении Пленума Верховного Суд РФ от 23 июня 2015 г. № 25 даются разъяснения по применению некоторых общих положений части первой ГК РФ (о физических и юридических лицах, об объектах гражданских прав, о сделках и их недействительности, о решениях собраний, о представительстве и т. д.)

Прежние разъяснения по соответствующим вопросам, содержащиеся в постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, признаются не подлежащими применению.

▪ Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным по инициативе суда, при этом указанный вопрос суд выносит на обсуждение сторон;

▪ Неверно выбранный способ защиты права не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения или оставления без движения. Ссылка на не подлежащие применению нормы права не являются основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

▪ Суд не может отказать в возмещении убытков только на том основании, что их точный размер невозможно установить.

▪ Приблизительный расчет упущенной выгоды не может служить основанием для отказа в иске.

▪ Третьи лица вправе исходить из того, что полномочия лица, которое согласно ЕГРЮЛ действует от имени юридического лица, не ограничены. Обязанность лица проверять устав контрагента на наличие ограничение полномочий не установлена.

▪ Неоднократность нарушения законодательства сама по себе не является основанием для вынесения решения суда о ликвидации юридического лица.

▪ Государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости.

▪ Чтобы правомерно строящийся объект был признан недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства), необходимо установить, что на нем по крайней мере полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы.

▪ Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

▪ Иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.

▪ Более подробно по Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» смотрите наш отдельный обзор.

Нормативный акт:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». 2 Уточнен порядок проведения экспертизы отчетов об оценке.

2. Уточнен порядок проведения экспертизы отчетов об оценке.

▪ Экспертиза отчетов об оценке не разделяется на виды. Организуется одна экспертиза — на соответствие установленным требованиям и на подтверждение стоимости.

▪ С 30 до 45 дней увеличен срок экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости.

▪ Закреплены положения об определении максимальной цены экспертизы таких отчетов в отношении недвижимости, принадлежащей физическим лицам и предназначенной для разных целей. Показатель будут пересматривать 1 раз в 3 года.

▪ Введена обязанность саморегулируемых организаций (СРО) оценщиков раскрывать на своих сайтах информацию о цене, порядке проведения экспертизы отчетов и о ее результатах.

Нормативный акт:

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. №145-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

3. Конституционный Суд РФ разъяснил нормы, касающиеся предстоящего исключения из ЕГРЮЛ лица, которое имеет признаки недействующего.

▪ Предметом проверки стали нормы, касающиеся принятия решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

▪ Юридическое лицо признается недействующим при наличии 2-х признаков в совокупности: непредставление отчетности в течение последних 12 мес., предшествующих моменту принятия решения, а также непроведение операций хотя бы по одному банковскому счету.

▪ Решение об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. В итоге кредитор лишается возможности удовлетворить свои требования (что и имело место в деле заявителя).

▪ Конституционный Суд РФ признал нормы неконституционными. Они являются таковыми в той мере, в какой позволяют исключать в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из ЕГРЮЛ юридическое лицо (имеющее признаки недействующего), в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства. Подобное, по сути, приводит к утрате права кредитора в процедурах банкротства под контролем суда разрешить вопросы об удовлетворении своих имущественных требований по обязательствам должника.

▪ Лишением кредитора возможности удовлетворить данные требования за счет имущества как самого должника, так и лиц, несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам нарушаются конституционные гарантии защиты права собственности в судебном порядке и принцип разделения властей.

▪ Конституционный Суд РФ указал, что законодатель может установить правовое регулирование, направленное на обеспечение должного баланса интересов всех участников соответствующих правоотношений.

Нормативный акт:

Постановление Конституционного Суда РФ от 18 мая 2015 г. №10-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Отделсервис».

4. На сайте Федеральной налоговой службы РФ теперь размещают информацию о юридических лицах, которые отсутствуют по своему юридическому адресу.

▪ На официальном сайте ФНС России появился специальный раздел, в котором размещается информация о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует.

▪ Они могут использоваться поднадзорными Банку России организациями, в т. ч. для проверки сведений о юридических лицах при установлении с ними взаимоотношений, при обновлении информации о находящихся на обслуживании клиентах, при организации работы по оценке риска в рамках программы управления риском легализации (отмывания) незаконных доходов и финансирования терроризма.

▪ Размещение соответствующей информации на официальном сайте Банка России прекращено.

Нормативный акт:

Письмо Банка России от 16 июня 2015 г. №014-12-1/5123 «О возможности проверки информации о юридических лицах на официальном сайте ФНС России». © 2008 – 2015 ООО «Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и Партнеры» www.nplaw.ru 4 Гражданское право

5. Деятельность иностранной или международной межправительственной организации могут признать нежелательной для России.

▪ Введена процедура признания нежелательной на территории России деятельности иностранной или международной неправительственной организации.

▪ Деятельность организации, представляющая угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности страны или безопасности государства, может быть признана нежелательной на территории России. ▪ Это влечет для такой организации: ― Невозможность открытия в России структурных подразделений организации и прекращение деятельности ранее созданных подразделений. ― Запрет распространять информационные материалы. ― Запрет осуществлять на территории нашей страны программы (проекты) для такой организации.

▪ Решение о признании нежелательной деятельности организации принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем по согласованию с МИДом России.

▪ Информация об организации, деятельность которой признана нежелательной, публикуется на сайте Минюста России и в общероссийском периодическом издании, определенном Правительством РФ. С этого момента в отношении организации наступают вышеперечисленные негативные последствия.

Нормативный акт:

Федеральный закон от 23 мая 2015 г. №129-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Уточнен гражданско-правовой статус политических партий и общественных движений.

▪ Касательно политических партий закреплено следующее:

― Наименование политической партии должно содержать слова «политическая партия».

― Организационно-правовая форма (общественная организация) в наименовании политической партии не указывается.

― Исключена возможность создания политических партий путем преобразования в партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде этой организации (движения).

▪ Касательно общественных движений закреплено следующее:

― Они рассматриваются как самостоятельная организационно-правовая форма некоммерческой организации.

― Общественное движение – это состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Нормативный акт:

Федеральный закон от 23 мая 2015 г. №133-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О политических партиях».

Финансовое и налоговое право

1. Внесены масштабные поправки в Налоговый кодекс РФ относительно признания иностранной компании контролируемой, амнистии капиталов и симметричных корректировок.

▪ В связи с продолжающимся процессом деофшоризации в Налоговый кодекс внесены изменения, касающиеся признания иностранной компании контролируемой. В частности, внесены следующие изменения:

▪ Расширение перечня исключений в отношении освобождения прибыли КИК от налогообложения: освобождение от обложения налогом прибыли активных иностранных компаний, независимо от государства их нахождения, закрепление новых случаев освобождения от налогообложения (в частности, если компания является активной иностранной холдинговой (субхолдинговая) компания), более детальное регулирование в отношении эмитентов облигаций.

▪ Детализированы положения в отношении признания лица контролирующим в отношении иностранной структуры без образования юридического лица: такое лицо должно одновременно отвечать нескольким критериям (не получать прибыль не распоряжаться ей, не осуществлять контроль над данной структурой и осуществить передачу имущества на условиях безотзывности);

▪ Распространение на физических лиц льгот при ликвидации иностранных компаний (отсутствие необходимости уплачивать налог на полученное от ликвидации такой компании имущество);

▪ Изменение определения резидентства юридического лица: устранение такого критерия, как место проведение совета директоров, из перечня критериев для определения налогового резидентства юридического лица.

▪ Что касается изменений, связанных с принятием закона об амнистии капиталов, стоит отметить следующее: не подлежат налогообложению доходы, связанные с передачей имущества от номинального владельца фактическому, а также исключается возможность взыскания (доначисления) налога при использовании указанного в специальной декларации имущества.

▪ Также расширен перечень случаев, в которых возможно применение симметричных корректировок. Второй стороне сделки предоставлено право осуществлять симметричные корректировки в случае, если корректировка сумм налогов, указанных в пункте 4 статьи 105.3 НК, произведена налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с пунктом 6 указанной статьи, и определен порядок реализации указанного права.

▪ Более подробно по данному вопросу смотрите наш отдельный обзор.

Нормативный акт:

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. №150-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».

2.  Принят Закон «Об амнистии капиталов».

▪ В соответствии с программой добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, которая действует в период с 1 июля до 31 декабря 2015 года, граждане могут добровольно представить в налоговые органы сведения об имуществе, счетах (вкладах) в банках (в том числе в зарубежных), контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант признается контролируемым лицом, путем подачи специальной декларации.

▪ Специальная декларация может быть подана в налоговый орган по месту жительства или пребывания декларанта или непосредственно в ФНС. Форма декларации и порядок ее заполнения установлены в приложениях к рассматриваемому Закону. Заполнить ее можно непосредственно на сайте ФНС: специалисты Налоговой службы разработали специальное программное обеспечение, доступное для использования на официальном сайте ФНС.

▪ Закон касается добровольного декларирования физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках, что предоставляет данным лицам гарантии в виде освобождения от:

▪ уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 193 (уклонение от исполнения обязанности по репатриации денежных средств), ч. 1 и 2 ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей), ст. 199.1 (уклонение от уплаты налогов (сборов) физическим лицом) и 199.2 УК РФ (уклонение от уплаты налогов (сборов) организацией);

▪ административной ответственности за совершение валютных операций и зачисление денежных средств на задекларированные счета (вклады) с нарушением законодательства РФ;

▪ ответственности за налоговые правонарушения, связанные с открытием и зачислением денежных средств на задекларированные счета (вклады).

▪ Гарантии распространяются также на организационно-распорядительный и административный персонал компании, которая участвовала в приобретении, использовании или распоряжении имуществом или КИК, а также в процессе открытия и зачисления денежных средств на зарубежные счета, указанные в декларации.

▪ По данному вопросу смотрите наш отдельный обзор.

Нормативный акт:

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. №140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Информация Федеральной налоговой службы от 18 июня 2015 г. «Декларацию об амнистии капиталов можно заполнить на сайте ФНС России».

3. В Налоговый кодекс РФ внесены поправки.

▪ Часть поправок касается НДФЛ.

▪ Другими поправками регулируется порядок налогообложения средств, получаемых участниками (акционерами) обществ в случаях выхода из состава участников общества, при передаче средств (имущества) участнику общества в случае ликвидации общества, при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества. Предусмотрена возможность применения налогового вычета.

▪ Основная часть положений Федерального закона вступает в силу с 1 января 2016 г.

Нормативный акт:

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. №146-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

4. Установлен новый порядок представления в Росфинмониторинг информации в соответствии с «антиотмывочным» законом.

▪ Новая инструкция распространяется на лизинговые компании, операторов связи, букмекерские конторы, организаторов лотереи, риелторов, адвокатов, нотариусов и др.

▪ Эти субъекты передают в Росфинмониторинг информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения.

▪ Информация представляется в виде формализованных электронных сообщений. Приведена их структура. Сообщения составляются с помощью интерактивных форм, размещенных в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга.

▪ Сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью и передается в зашифрованном виде или по шифрованным каналам связи через Личный кабинет или автоматизированный комплекс программных средств.

Нормативный акт:

Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

5 . Утвержден порядок признания международных стандартов аудита в России.

▪ Это касается международных стандартов контроля качества, аудита финансовой информации, заданий по проведению обзорных проверок.

▪ Признание проводится в следующем порядке. Официальное получение от федерации документа, содержащего международные стандарты аудита. Экспертиза его применимости в России. Принятие решения о введении в действие на территории нашей страны. Опубликование.

▪ Все необходимые действия совершает Минфин России.

Нормативный акт:

Постановление Правительства РФ от 11 июня 2015 г. №576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации».

6. В нескольких субъектах РФ проводился эксперимент по внедрению контрольно- кассовой техники со встроенной функцией передачи в налоговую данных о расчетах в электронном виде.

▪ Эксперимент проводился в Татарстане, Калужской, Московской областях и Москве с 1 августа 2014 г. по 1 февраля 2015 г. Установлены требования к соответствующей контрольно-кассовой технике.

▪ Согласно изменениям, до 31 декабря 2015 г. включительно участвовавшим в эксперименте организациям и индивидуальным предпринимателям разрешено регистрировать и применять контрольно-кассовую технику, которая соответствует требованиям, указанным в постановлении.

▪ Чтобы обеспечить возможность применения такой контрольно-кассовой техники, ФНС России поручено определить уполномоченные организации, обеспечивающие передачу налоговым органам информации о наличных денежных расчетах и (или) с использованием платежных карт.

Нормативный акт:

Постановление Правительства РФ от 3 июня 2015 г. №543 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. №470».

7.  Ключевая ставка Банка России уменьшилась до 11,5%.

▪ Банк России принял решение уменьшить с 16 июня 2015 г. ключевую ставку с 12,5% до 11,5% годовых.

Нормативный акт:

Информация Банка России от 15 июня 2015 г. «О ключевой ставке Банка России».

Трудовое право и право социального обеспечения

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июня 2015 г. об особенностях расторжения трудового договора с руководителями организаций и членами коллегиального исполнительного органа

▪ Понятие руководителя организации, которое дано в ч. 1 ст. 273 Трудового кодекса РФ: ― Распространяется также на руководителей отраслевых (функциональных) или территориальных органов администраций муниципальных образований (например, комитетов, управлений, отделов), которые учреждены в качестве юридического лица. ― Не распространяется на работников, осуществляющих руководство отдельными сферами деятельности организации (например, художественного руководителя театра) или отдельными структурными подразделениями организации, в том числе филиалами, представительствами или иными обособленными структурными подразделениями, без возложения на них функций единоличного исполнительного органа организации.

▪ Разрешение трудовых споров между работником — руководителем организации, членом коллегиального исполнительного органа организации (в том числе бывшими) и работодателем относится к компетенции судов общей юрисдикции.

▪ Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, а убытки, причиненные его виновными действиями, возмещает только в случаях, указанных в законе.

▪ Если судом будет установлено, что решение о прекращении трудового договора с руководителем организации по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ принято работодателем с нарушением принципов недопустимости злоупотребления правом и (или) запрещения дискриминации в сфере труда (ст. 1, 2 и 3 Трудового кодекса РФ), такое решение может быть признано незаконным.

▪ Выработан порядок определения размера компенсации, который выплачивается руководителю организацию при расторжении с ним трудового договора («золотой парашют»).

▪ Более подробно по данному вопросу смотрите нашу отдельную статью.

Нормативный акт:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июня 2015 г. №21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации».

2. Установлены последствия неисполнения обязательств перед иностранным высококвалифицированным специалистом.

▪ Работодателю или заказчику работ (услуг) могут запретить в течение 2 лет привлекать иностранцев и лиц без гражданства к трудовой деятельности в России в качестве высококвалифицированных специалистов.

▪ Такое решение принимается главой ФМС России, его заместителем по курируемому направлению деятельности или руководителем территориального органа Службы.

▪ Основания — неисполнение работодателем (заказчиком) принятых на себя обязательств перед высококвалифицированным специалистом либо представление в миграционное ведомство поддельных или подложных документов.

▪ Решение о запрете привлечения принимается в течение 1 месяца со дня выявления вышеуказанных оснований.

▪ Сведения о принятом решении вносятся в государственную информационную систему миграционного учета.

Нормативный акт:

Приказ Федеральной миграционной службы от 20 марта 2015 г. №159 «Об утверждении Порядка принятия решения о запрете работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов и формы указанного решения».

3. Внесена поправка в ТК РФ о суммированном учете рабочего времени при вредных и (или) опасных условиях труда

▪ Урегулирована ситуация, когда по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение трехмесячного учетного периода.

▪ В этом случае отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода, но не более чем до 1 года.

Нормативный акт:

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. №152-ФЗ «О внесении изменений в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации».

4. Принят проект Постановления Правительства РФ о переносе выходных дней в 2016 г.

▪ В феврале планируются 3 выходных — 21-23 февраля (воскресенье — вторник). Суббота 20 февраля при этом будет рабочей

▪ 3 января переносится на 7 марта. Таким образом в марте будет 4 выходных (с субботы 5 марта по вторник 8 марта).

▪ 2 января переносится на 3 мая. Это даст 4 выходных дня с субботы 30 апреля по вторник 3 мая.

Нормативный акт:

Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О переносе выходных дней в 2016 году» (подготовлен Минтрудом России 19 июня 2015 г.)».

5. Поправки, касающиеся материнского капитала.

▪ Поправками разрешено использовать материнский (семейный) капитал на уплату первоначального взноса по кредиту (займу) на строительство или приобретение жилья, не дожидаясь достижения 3-летнего возраста ребенком, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на такой капитал.

Нормативный акт:

Федеральный закон от 23 мая 2015 г. №131-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Административное право

1. Внесены изменения в части ответственности за нарушение ПДД и процедуры эвакуации машины.

Нормативный акт:

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. №143-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

2. Обновлена форма заявления правообладателя о блокировке нелегального контента в Интернете в Роскомнадзор.

▪ Заявление о блокировке нелегального контента приведено в соответствие с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Теперь данное заявление может быть заполнено не только в отношении фильмов, но в отношении всех объектов авторских или смежных прав, которые могут быть распространены в информационно-телекоммуникационных сетях (кроме фотографических произведений). Заявление не распространяется на произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.

Нормативный акт:

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 29 апреля 2015 г. №42 «Об утверждении формы заявления правообладателя о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим объекты авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии), или информацию, необходимую для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, без разрешения правообладателя или иного законного основания».

3 . Образован российский государственный сегмент Интернета для госорганов.

▪ Решено преобразовать сегмент международной компьютерной сети «Интернет» для федеральных и региональных органов власти, подведомственных ФСО России, в российский государственный сегмент информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», являющийся элементом российской части данной сети.

▪ Администрации Президента РФ, Аппарату Правительства РФ, СК РФ, госорганам поручено осуществить до 31 декабря 2017 г. подключение систем и сетей к сегменту и обеспечить размещение (публикацию) информации в Интернете в соответствии с Порядком.

Нормативный акт:

Указ Президента РФ от 22 мая 2015 г. №260 «О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации».

Земельное право

1. К территории Инновационного центра «Сколково» отнесены арендованные земли.

▪ Специальный режим регулирования градостроительной деятельности распространен на земли, находящиеся у управляющей компании на праве аренды.

▪ Должны соблюдаться следующие условия: ― Участки находятся в государственной (муниципальной) собственности или собственность на них не разграничена. ― Срок аренды — не менее 5 лет. ― Объекты имеют общую границу с Инновационным центром «Сколково».

▪ Распоряжение такими участками допускается исключительно для реализации проекта путем их передачи управляющей компанией в субаренду лицам-участникам. Но третьим лицам предоставить их уже будет нельзя

Нормативный акт:

Федеральный закон от 23 мая 2015 г. №135-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково».

2. Необходимо уточнить правила по возмещению вреда, причиненного в результате загрязнения лесов в результате разливов нефти.

▪Предметом проверки стали нормы о возмещении вреда лицами, нарушившими лесное законодательство.

▪ Привлечение таких лиц к ответственности не освобождает их от обязанности устранить нарушение и возместить вред.

▪ Конституционный Суд РФ признал эти нормы и акт неконституционными в силу их неопределенности. Как пояснил Суд, такая неопределенность порождает неоднозначное толкование и, следовательно, произвольное применение данных правил.

▪ Федеральные органы государственной власти должны незамедлительно принять меры к устранению такой неопределенности.

▪ До того, как в регулирование будут внесены необходимые изменения, данные правила и нормы при установлении объема (структуры) и размеров возмещения вреда, причиненного лесам из-за загрязнения нефтью и нефтепродуктами, применяются следующим образом. Так, суды вправе учитывать в размере вреда, исчисленного по утвержденным таксам и методикам, необходимые и разумные расходы причинителя вреда.

▪ При этом в результате такого устранения достигнуты соответствующие результаты:

― Достигнут допустимый уровень остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, а также донных отложениях водных объектов. Это тот уровень, при котором, в частности, исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории.

― Допускается использование земли по ее основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных ресурсоемких спецмероприятий).

Нормативный акт:

Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июня 2015 г. №12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью 2Заполярнефть».

Жилищное право

1. Введены новые федеральные стандарты для оплаты жилья и коммунальных услуг.

▪ Утверждены федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг на 2015- 2017 гг. по регионам и в среднем по России. Они необходимы для того, чтобы определить размер межбюджетных трансфертов, выделяемых субъектам РФ.

Нормативный акт:

Постановление Правительства РФ от 22 июня 2015 г. №610 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2015 — 2017 годы».

Таможенное право

1. Продуктовое эмбарго для стран Запада продлено на 1 год, а также пересмотрен список запрещенных к ввозу продуктов с Запада.

▪ Решено продлить срок действия контрсанкций России на 1 год (до 6 августа 2016 г.).  Речь идет о запрете на ввоз в Россию отдельной с/х продукции, сырья и продовольствия, происходящих из США, стран Евросоюза, Канады, Австралии, Норвегии.

▪ К таким запрещенным к ввозу продуктам, как мясо КРС, свинина, рыба, молоко и молочная продукция, овощи, фрукты, орехи, сыры, творог, были добавлены пищевые или готовые продукты, изготовленные по технологиям производства сыра и содержащие 1,5% или более молочного жира.

▪ Исключение — товары для детского питания. Также из данного санкционного списка исключены мальки форели, молодь (спат) устриц и мидий.

Нормативный акт:

Указ Президента РФ от 24 июня 2015 г. N 320 2О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2015 г. N 625 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778».

2. С 1 июля 2015 г. вернут экспортную пошлину на пшеницу.

▪ Заново вводится вывозная пошлина на пшеницу и меслин. Ее ставка составляет 50% от таможенной стоимости минус 5,5 тыс. руб. за 1 т, но не менее 50 руб. за 1 т

Нормативный акт:

Постановление Правительства РФ от 28 мая 2015 г. N 513 «О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе».

Угловное право и уголовный процесс

1. Хищение денежных средств с использованием высоких технологий.

▪ Уточнены наименование и содержание статьи УК РФ, предусматривающей ответственность за изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов.

▪ Решено наказывать за неправомерный оборот средств платежей. Речь идет об изготовлении, приобретении, хранении, транспортировке в целях использования или сбыта, о сбыте поддельных платежных карт, распоряжений о переводе, документов или средств оплаты (за исключением отдельных случаев), а также электронных средств, носителей информации, техустройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного приема, выдачи, перевода денег.

▪ Санкция при этом не изменена (принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы до 6 лет со штрафом от 100 до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет).

Нормативный акт:

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. №153-ФЗ «О внесении изменений в статью 187 Уголовного кодекса Российской Федерации».

2. Вводится уголовная ответственность за продажу сувениров из особо ценных диких животных.

▪ Речь идет об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

▪ Утвержден специальный список — Перечень особо ценных диких животных и водных биоресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу России и (или) охраняемым международными договорами.

▪ Добыча (вылов) указанных животных и биоресурсов, включенных в упомянутый Перечень, квалифицируется как один из данных новых составов, а не как причинение крупного ущерба при незаконной добыче (вылове) водных биоресурсов (как было ранее).

▪ Приведены примеры тех исключительных случаев, когда добыча и оборот указанных диких животных и водных биоресурсов все-таки допускается.

▪ Разъясняется, что следует понимать (для целей УК РФ) под частями и производными диких животных и водных биоресурсов.

Нормативный акт:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 мая 2015 г. №19 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации».

3. Урегулированы сроки прокурорских проверок и исполнения требований прокурора.

▪Положения Закона «О прокуратуре» обязывают исполнять требования прокурора в рамках проверки исполнения законов в срок. Однако конкретное время для этого не установлено. Также не определены общие (предельные) сроки проверок. В данных аспектах КС РФ признал эти нормы неконституционными (постановление от 17.02.2015 №2-П).

▪ Срок исполнения требования менее чем в 1 день может быть установлен только в исключительных ситуациях. Это возможно в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу, ЧС природного и техногенного характера.

▪ Проверка не должна превышать 20 рабочих дней. По решению прокурора (его заместителя) она может быть продлена 1 раз не более чем на 20 дней. Решение о последующем продлении на этот же срок принимает вышестоящий прокурор (его заместитель).

▪ В некоторых случаях проверка может быть приостановлена по решению прокурора (его заместителя) на срок до 6 месяцев. Это делается, если нужно провести специальные исследования, экспертизы, ревизии, получить дополнительные документы и информацию, которые могут повлиять на выводы проверки.

▪ О продлении (приостановлении, возобновлении) проверки необходимо сообщить руководителю проверяемого органа (организации). Кроме того, он вправе ознакомиться с актом проверки в течение 10 рабочих дней после ее окончания.

Нормативный акт:

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 мая 2015 г. №265 «О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 №2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

 

 


separator