phone icon+7 (495) 649-87-12
divider

Обзор изменений в связи с ратификацией соглашения об избежании двойного налогообложения между правительствами России и Гонконга


Юридическая фирма “Надмитов, Иванов и Партнеры” представляет Вашему вниманию обзор изменений в связи с ратификацией соглашения об избежании двойного налогообложения и уклонения от налогообложения между правительствами России и Гонконга.

Обзор изменений

Федеральный закон от 03.07.2016 № 234-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему»

  • Гонконг обладает  статусом  специального  административного  района  в  составе Китая.  Российские  компании  уже  давно  предпочитают  работать  в  Китае  через Гонконг и выпускать акции на бирже Гонконга с целью привлечения финансовых средств.
  • Гонконг традиционно занимает  лидирующее  место  в  рейтинге  “Индекса экономической свободы”, а также входит в пятёрку стран с самыми благоприятными условиями для бизнеса.
  • В то же время Гонконг включен в список стран, которые не раскрывают достаточный объем информации с целью налогообложения, а также список “офшоров”. Кроме того, Гонконг включен в “черные списки” многих европейских государств.
  • Во многом  упростить  данную  проблему  призвано  новое  соглашение  между

Правительствами России и Гонконга:

  • Международное Соглашение и Протокол к нему были подписаны 18 января 2016

года в Гонконге

  • Подписанное межправительственное   соглашение   об   избежании   двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы направлены на обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждой из договаривающихся сторон не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своей стороне и стороне-партнере
  • Соглашение будет применяться, на территории России и Гонконга. В России налоговое соглашение распространяется на всю территорию страны, включая все субъекты Российской Федерации
  • Налоговое соглашение в России применяется к налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц; а в Гонконге применяется к налогу на прибыль, налогу на заработную плату и налогу на имущество. Кроме того, обмен налоговой информацией распространяется также на НДС, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц
  • Гонконг обладает  статусом  специального  административного  района  в  составе Китая.  Российские  компании  уже  давно  предпочитают  работать  в  Китае  через Гонконг и выпускать акции на бирже Гонконга с целью привлечения финансовых средств.
  • Соглашение также применяется к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые установлены после даты подписания соглашения
  • Соглашение гарантирует недопущение  налоговой  дискриминации,  регулирует процедуру  рассмотрения  обращений  и  заявлений  налогоплательщиков  и разрешения споров, а также вопросы обмена информацией между компетентными органами договаривающихся сторон
  • Смысл соглашения заключается в зачете налога на прибыль и налога на доходы от физических лиц, который должен уплачиваться одновременно в двух юрисдикциях
  • Применительно к САР Гонконг резидентом признается:

1) любое физическое лицо, обычно проживающее в САР Гонконг

2) любое физическое лицо, находящееся в САР Гонконг более 180 дней в течение налогового  года  или  более  300  дней  в  течение  двух  налоговых  лет,  один  из которых является рассматриваемым налоговым годом

3) компания, зарегистрированная в САР Гонконг, или компания, зарегистрированная за пределами САР Гонконг, если она обычно управляется или контролируется из САР Гонконг

4) любое другое лицо, которое создано в соответствии с законодательством САР Гонконг, или любое другое лицо, созданное за пределами САР Гонконг, если оно обычно управляется или контролируется из САР Гонконг

  • Применительно к России — любое лицо, которое в соответствие с законодательством РФ подлежит   в   ней   налогообложению   на   основании   его   местожительства, местопребывания и места регистрации
  • Применительно к любой Договаривающейся стороне, Правительство этой стороны и

ее любое политическое подразделение или местный орган власти

  • В соглашении определен порядок разрешения конфликта, когда физическое лицо является резидентом обеих сторон

Порядок налогообложения:

  • Исключительное право взимать налоги с дохода в виде процентов предоставляется договаривающейся стороне, резидентом которой является получатель процентов. Проценты освобождаются от налогообложения у источника, т. к. облагаются в стране получателя. Таким образом, проценты, выплачиваемые российскими заемщиками гонконгским банкам, освобождаются от налогообложения в РФ
  • В соответствие с соглашением недвижимость облагается налогами в той стране, где объект фактически находится
  • Прибыль от деятельности предприятия подлежит налогообложению только в стране, где предприятие находится. В случае если деятельность производится через постоянное представительство, то прибыль может налог облагаться и в другой Стороне
  • Гонконгские авиа и морские компании, которые осуществляют рейсы в Россию, должны уплачивать налоги только в стране-отправителе и освобождаются от налогообложения в России
  • Дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одной договаривающейся Стороны, резиденту другой Договаривающейся Стороны, могут облагаться налогом в другой стороне
  • Такие дивиденды могут также облагаться налогом Договаривающейся Стороной, резидентом которой является  компания,  выплачивающая  дивиденды,  в соответствии с законодательством этой Стороны, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другой Договаривающейся Стороны.
  • Соглашение определило налоговые ставки при налогообложении дивидендов. Так ставка налога у источника на дивиденды не может превышать 5%, если бенефициаром является компания, которой принадлежит не менее 15% капитала в компании, распределяющей дивиденды. В иных случаях применяется ставка в 10%
  • Минимальная ставка налога  на  дивиденды  будет  применяться,  если  доля бенефициарного владельца дивидендов в капитале распределяющей дивиденды компании достигает 15%. В большинстве соглашений ставка составляет 25%
  • Ранее действовала ставка, предусматривающая налоговую ставку в 20%. В соответствии с налоговым соглашением налог у источника дохода на роялти не может превышать 3%
  • Доходы, полученные резидентом одной Стороны от отчуждения недвижимого имущества, находящегося в другой Стороне могут облагаться налогом в этой другой Стороне
  • Доходы, полученные от отчуждения движимого имущества, составляющего часть имущества постоянного представительства, которое предприятие одной Договаривающейся Стороны имеет в другой Договаривающейся Стороне, или движимого имущества, относящегося к постоянной базе, которой резидент одной Договаривающейся Стороны располагает в другой Договаривающейся Стороне для оказания независимых личных услуг, включая такие доходы от отчуждения этого постоянного представительства (отдельно или вместе со всем предприятием) или такой постоянной базы, могут облагаться налогом в этой другой Стороне
  • Выплаты, получаемые резидентом Стороны в отношении работы по найму, облагаются налогом только в этой стороне. Если работа по найму осуществляется в другой стороне Соглашения, то вознаграждение может облагаться налогом в другой стороне
  • Гонорары членов     Совета     Директоров,     получаемые                        резидентом              одной

Договаривающейся Стороны, могут облагаться налогами в этой другой Стороне

  • Доход, получаемой  артистами  и  спортсменами,  получаемой  от  деятельности  в другой Стороне, может облагаться налогом в этой другой Стороне
  • Кроме того, соглашение содержит положение об обмене информацией, которое позволяет способствовать налоговой “прозрачности” и реализации международных обязательств. Кроме того, соглашение поспособствует нормализации обмена информацией между странами-участницами, и, возможно, повлечет исключение Гонконга из “черного списка” стран, не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Россией

Нормативный акт:

Федеральный закон от 03.07.2016 № 234-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему»

Начало действия документа — 14.07.2016


separator