phone icon+7 (495) 649-87-12
divider

Обзор по налоговому резидентству


Юридическая фирма “Надмитов, Иванов и Партнеры” представляет Вашему вниманию обзор изменений Налогового кодекса Российской Федерации в части налогового резидентства юридических лиц.

Обзор изменений

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000

N 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016)

  • В ст. 207 Налогового кодекса РФ содержится понятие «налогового резидента» в

отношении физических лиц (Раздел А), в то время как ст. 245.2 дает определение

«организаций, признаваемых налоговыми резидентами РФ» (Раздел Б).

Раздел А. Физические лица – налоговые резиденты РФ (ст. 207 НК РФ)

  • Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
  • Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации
  • для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения,
  • для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
  • Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

Раздел Б. Организации – налоговые резиденты РФ (ст. 246.2 НК РФ)

  • Налоговыми резидентами Российской  Федерации  признаются  следующие организации:
  • 1) российские организации;
  • 2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
  • 3) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Иностранные организации, ликвидированные до 1 января 2018 г.

  • Иностранная организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации, если в налоговом периоде либо предшествующих налоговых периодах в отношении такой иностранной организации принято решение акционеров (учредителей) или иных уполномоченных лиц о ликвидации и процедура ликвидации завершена до 1 января 2018 года.

2 Российская Федерация – место управления иностранной организации

  • Местом управления иностранной организацией признается Российская Федерация при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
  • 1) исполнительный орган организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из Российской Федерации.
  • 2) главные должностные лица организации  преимущественно  осуществляют руководящее управление этой иностранной организацией в Российской Федерации.
  • Для целей настоящего  подпункта  руководящим  управлением  организацией признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления.

3 Российская  Федерация     не  признается  местом  управления  иностранной организации

  • Осуществление следующей деятельности иностранной организации в Российской Федерации само по себе не может признаваться осуществлением управления иностранной организацией в Российской Федерации:
  • 1) подготовка и (или) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации;
  • 2) подготовка к  проведению  заседания  совета  директоров  иностранной организации;
  • 3) осуществление на территории Российской Федерации отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности иностранной организации.
  • К таким функциям,  в  частности,  относятся  стратегическое  планирование, бюджетирование, подготовка и составление консолидированной финансовой и управленческой отчетности, анализ деятельности иностранной организации, внутренний аудит и внутренний контроль, а также принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на все дочерние организации такой организации или их существенную часть.
  • Иностранной организацией, управление которой осуществляется за пределами Российской Федерации, в частности признается иностранная организация, если ее коммерческая деятельность осуществляется с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения

4 Деятельность иностранных компаний, влияющая на налоговое резидентство

  • Иностранная организация   признается   налоговым   резидентом   Российской Федерации  (только  по  собственному  заявлению),  если  в  отношении  этой организации выполняется хотя бы одно из следующих условий:
  • 1) иностранная организация в качестве основного вида деятельности участвует в проектах в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями  или  сервисными соглашениями (контрактами) на условиях риска либо иными аналогичными соглашениями с правительством соответствующего государства (территории) или с уполномоченными таким правительством институтами (органами государственной власти, государственными компаниями), являясь стороной таких соглашений;
  • 2) иностранная организация признается активной иностранной холдинговой компанией или активной иностранной субхолдинговой компанией;
  • 3) иностранная   организация   является   оператором   нового    морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья;
  • 4) иностранная  организация  осуществляет  деятельность  по  предоставлению  в аренду или субаренду морских судов, судов смешанного (река — море) плавания и (или) деятельность по международным перевозкам грузов, пассажиров и их багажа и оказанию иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг, при этом доля доходов от таких видов деятельности в общей сумме доходов за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 80 процентов в общей сумме доходов такой иностранной организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период.

5 Деятельность иностранных компаний, влияющая на налоговое резиденство

  • Налоговыми резидентами Российской Федерации не признаются иностранные организации, отвечающие одновременно всем следующим условиям:
  • 1) иностранная организация является эмитентом обращающихся облигаций, организацией, уполномоченной на получение процентных и иных доходов, подлежащих выплате по обращающимся облигациям, или организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;
  • 2) иностранные   организации   имеют   постоянное   местонахождение   в государствах, с которыми Российская Федерация имеет международные договоры, регулирующие вопросы налогообложения доходов организаций и физических лиц;
  • 3) доля указанных в подпункте 1 настоящего пункта доходов иностранных организаций за период, за который составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов такой организации за указанный период.

6 Самостоятельное признание налогового резиденства

  • Иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющая деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации.
  • Организация обязана обеспечить в обособленном подразделении на территории Российской Федерации наличие документов, служащих основанием для исчисления и уплаты соответствующих налогов.
  • Иностранная организация, самостоятельно признавшая себя налоговым резидентом Российской Федерации, вправе отказаться от статуса налогового резидента Российской Федерации на основании заявления, представляемого в налоговый орган, после проверки налоговым органом оснований для утраты статуса налогового резидента Российской Федерации.
  • В случае, если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом Российской Федерации, при соблюдении иностранной организацией положений настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в отношении налоговых резидентов Российской Федерации указанная иностранная организация  не  признается  контролируемой  иностранной компанией на основании статьи 25.13 Налогового кодекса РФ.
  • Заявление указанной в настоящем пункте иностранной организации о признании себя налоговым   резидентом   Российской   Федерации   (об   отказе   от   статуса налогового резидента Российской Федерации) представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения этой организации (при наличии нескольких обособленных подразделений — в налоговый орган по месту нахождения одного из них по выбору налогоплательщика) по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
  • Признание управляющего лица иностранного инвестиционного фонда (иной формы осуществления коллективных инвестиций) налоговым резидентом Российской Федерации, а равно факт осуществления таким управляющим лицом деятельности по управлению активами такого фонда (иной формы осуществления коллективных инвестиций) на территории Российской Федерации сами по себе не являются основаниями для признания этого фонда (иной формы осуществления коллективных инвестиций) налоговым резидентом Российской Федерации.

separator