phone icon+7 (495) 649-87-12
divider

Обзор изменений антимонопольного законодательства


Юридическая фирма “Надмитов, Иванов и Партнеры” представляет Вашему вниманию обзор изменений антимонопольного законодательства.

Обзор изменений

(«Четвертый антимонопольный пакет»)

  1. Злоупотребление доминирующим положением.
  • Не признается доминирующим положением положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35 %;
  • Из полномочий антимонопольного органа исключено ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Исходя из изложенного следует, что в целях определения доминирующего положения антимонопольный орган будет обязан проводить анализ рынка по каждому делу о злоупотреблении доминирующим положением.

  • В случае выявления факта злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в целях предупреждения создания дискриминационных условий Правительство РФ устанавливает правила недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение и не являющимся субъектом естественной монополии, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет более 70 %.
  • Указанные правила должны содержать:

1) перечень товаров, к которым предоставляется недискриминационный доступ;

2) перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего товарного рынка условий обращения товаров на товарном рынке, а также иной необходимой для доступа на товарный рынок и (или) обращения товаров на товарном рынке существенной информации;

3) порядок раскрытия указанной выше информации;

4) существенные условия договоров и (или) типовые договоры о предоставлении доступа к товарам;

5) порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установления минимального уровня их обеспечения и очередности предоставления доступа к товарам в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

  1. Соглашения хозяйствующих субъектов.
  • Уточнено понятие «картеля», субъектами которого могут выступать не только продавцы, но и покупатели товара;
  • К «вертикальным» соглашениям (соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар) относятся теперь и агентские договоры;
  • Уточнено определения допустимых «вертикальных» соглашений: доля каждого хозяйствующего субъекта не должна превышать 20 % не на любом товарном рынке, а только на рынке товара, являющегося предметом «вертикального» соглашения;
  • Соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности, если суммарная стоимость их активов превышает 7 млрд руб. либо их общая выручка за год составляет более 10 млрд руб., могут быть заключены только после получения предварительного согласия антимонопольного органа;
  • Соглашения о совместной деятельности, получившие согласие антимонопольного органа, не признаются картелями, соответственно, не подлежат запрету.
  1. Недобросовестная конкуренция.

В Федеральный закон «О защите конкуренции» введена новая глава «Недобросовестная конкуренция», детализирующая положения закона.

Так, следующие виды нарушения будут признаваться недобросовестной конкуренцией:

1) дискредитация, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение относительно товара (услуги) или условий его реализации;

3) некорректное сравнение хозяйствующего субъекта и (или) его товара с конкурентом и (или) его товаром;

4) недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;

5) недобросовестная конкуренция, связанная с использованием результатов интеллектуальной деятельности;

6) создание смешения, то есть действий способных вызвать смешение с деятельностью конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми конкурентом в гражданский оборот на территории России;

7) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну

При этом указанный перечень не является закрытым, и антимонопольный орган вправе признать недобросовестной конкуренцией действия, которые не указаны в Законе о защите конкуренции.

  1. Антимонопольные требования при заключении договоров с финансовыми организациями.
  • Из перечня услуг, которые приобретаются государственными заказчиками только через открытый конкурс или аукцион, исключены услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
  • При проведении открытого конкурса или открытого аукциона государственный заказчик вправе установить более высокие требования к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности финансовой организации, определяемые в соответствии с показателями, предусмотренными законодательством РФ и установленными на основании финансово-экономической и иной отчетности финансовой организации, представляемой в Центральный банк РФ.
  • Государственный заказчик вправе установить требование о наличии определенного рейтинга рейтинговых агентств, аккредитованных в порядке, установленном законодательством РФ, только в случае несоответствия финансовой организации указанным более высоким требованиям к оценке ее финансовой устойчивости и платежеспособности.
  1. Расширение полномочий антимонопольного органа
  • Антимонопольный орган вправе направить предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства не только должностному лицу хозяйствующего субъекта, но и следующим должностным лицам:

―  федерального органа исполнительной власти,

― органа государственной власти субъекта РФ,

― органа местного самоуправления,

― организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг,

― государственного внебюджетного фонда.

  • Антимонопольный орган вправе выдать предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения не только должностному лицу хозяйствующего субъекта, но и следующим должностным лицам:

―  федерального органа исполнительной власти,

― органа государственной власти субъекта РФ,

― органа местного самоуправления,

― организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг,

― государственного внебюджетного фонда.

  • Расширены основания для выдачи предупреждения:

1) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора

2) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками)

3) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом

4) создание дискриминационных условий;

5) недобросовестная конкуренция (дискредитация, введение в заблуждение, некорректное сравнение, незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну, иные формы недобросовестной конкуренции;

6) ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

  • Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела по указанным основаниям без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
  • В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
  1. Введение досудебного порядка обжалования решений территориальных органов ФАС в ее центральном аппарате.
  • В Федеральной антимонопольной службе предусмотрено создание коллегиального органа, который будет осуществлять следующие полномочия:

1) рассматривают материалы изучения и обобщения практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства и дают разъяснения по вопросам его применения;

2) пересматривают решения и (или) предписания территориальных органов антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения и (или) предписания нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

  • Срок на подачу жалобы составляет один месяц со дня принятия решения или выдачи предписания.
  • Решение по жалобе принимается коллегиальным органом в течение двух месяцев со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен в случае выявления необходимости дополнительного исследования документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, но не более чем на один месяц.
  • По итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа;

3) изменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа.

  • Основанием для изменения или отмены решения территориального антимонопольного органа является нарушение единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.
  • Решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
  1. Усовершенствование порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
  • Перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.
  • Заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

  • Установлены дополнительные процессуальные права лиц, участвующих в деле:

― вправе подавать ходатайства о привлечении экспертов, переводчиков, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах;

― вправе заявить отвод эксперту, если имеются какие-либо обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности

― вправе заявить отвод члену комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

  • Установлены случаи проведения закрытого заседания при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
  • Установлены требования к структуре решения, принимаемого комиссией по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
  • Установлен порядок доказывания по делам о нарушении антимонопольного законодательства;
  • Установлен порядок доступа лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну;
  • Из перечня оснований прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства исключены следующие:

1) добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

2) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

  1. Порядок привлечения к административной ответственности.

Лицо, которому выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, в отношении которого выдано данное предписание, если данное предписание исполнено.

  1. Регулирование деятельности субъектов естественной монополии.

Государственный контроль осуществляется за деятельностью только тех субъектов естественной монополии, у которых доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода.

Нормативный акт:

Федеральный закон от 05.10.2015 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Дата вступления в силу вышеуказанных изменений – 05 января 2016 г.

 


separator