phone icon+7 (495) 649-87-12
divider

Архив


ЦБ РФ принял Положение об общих собраниях акционеров

/ 0 Comments

16 ноября 2018 г.  № 660-П. Рассмотрим, какие в нем содержатся нововведения.

Подготовка к проведению ОС и созыв

ЦБ РФ уточняет порядок совместного внесения предложения в повестку дня ОС.

Необходимо направить:

  • один документ, подписанный этими акционерами;
  • два и больше документов, каждый из которых подписан одним или несколькими акционерами.

Альтернативный способ — дать указания (инструкции) клиентским номинальным держателям, которые затем направят обществу волеизъявление акционеров.

Новый способ выражения согласия кандидата на выдвижение в органы общества

Согласие можно будет приложить к сообщению о волеизъявлении акционера, содержащему предложение выдвинуть кандидата, в форме электронных скан-документов. На них должны быть все реквизиты бумажного документа с письменным согласием.

Изменения в список лиц, которые могут участвовать в ОС

В новый список также войдут:

— акционеры — владельцы привилегированных акций непубличного общества, если в повестке дня есть вопросы, по которым они по уставу обладают правом голоса;

— залогодержатель акций (если это не само общество), когда акции общества, которые дают их владельцам право голоса по вопросам повестки дня общего собрания, находятся в залоге. При этом по договору залога право голоса по акциям имеет залогодержатель.

Бюллетень для голосования по утверждению корпооративных документов

В бюллетень может будет добавить ссылку на проекты новой редакции устава, годового отчета или другого документа.

Изменения в порядке созыва

Общество должно будет предоставлять копию списка лиц, которые могут участвовать в общем собрании по требованию лица, которое включено в список и обладает не менее чем 1% голосов по любому вопросу повестки дня.

На выполнение обязанности отводится семь рабочих дней с даты поступления требования или с даты составления списка, если оно поступило до дня его составления.

Проведение общего собрания

Нововведениями предусмотрено, что в случае, если уставом общества предусмотрено заполнение электронной формы бюллетеней лицом, имеющим право на участие в общем собрании, на сайте в сети «Интернет», в качестве такого сайта может использоваться сайт общества, регистратора общества или центрального депозитария.

Запрет выполнять функции счетной комиссии

Непубличному обществу, где 100 и менее владельцев голосующих акций и нет счетной комиссии, положение запрещает предоставлять функции счетной комиссии:

— членам совета директоров (наблюдательного совета);

— членам ревизионной комиссии;

— членам коллегиального исполнительного органа;

— единоличному исполнительному органу;

— управляющей организации или управляющему;

— кандидатам, выдвинутым на эти должности.

Дополнительная информация, подлежащая включению в протокол общего собрания, протокол и отчет об итогах голосования

В протоколе общего собрания требуется указывать лицо, которое подтвердило принятие решений общим собранием, и состав присутствовавших при этом лиц.

В протоколе об итогах голосования нужно будет отражать формулировки решений, принятых общим собранием по каждому вопросу повестки дня.

Если общество проводило повторное годовое или внеочередное общее собрание, факт повторности нужно будет зафиксировать в обоих протоколах и отчете об итогах голосования.


separator

Повышенные требования к кворуму

/ 0 Comments

Виктор Архипов, партнер, руководитель налоговой практики «Надмитов, Иванов и партнеры», прокомментировал статью «Участник дал обществу взаймы. Как увеличить уставный капитал и не отдавать долг обратно» в журнале «Корпоративный юрист», №5, 2018 года.

Увеличение УК ООО путем зачета однородных денежных требований — не очень популярный способ. Он был прямо запрещен до 2010 года в Законе об ООО. А для банков такой способ запрещен и в настоящее время Законом о банках и банковской деятельности (ст. 11), исключение — зачет требований о выплате объявленных дивидендов в денежной форме. Еще Закон об ООО устанавливает повышенные требования к кворуму для решения об увеличении УК путем зачета. Если для обычного решения об увеличении УК нужно две трети общих голосов участников ООО, то для увеличения УК путем зачета необходимо единогласное решение всех участников общества. То есть на практике это работает скорее для обществ, состоящих из одного участника. По этой причине участники ООО в большинстве случаев решают не связываться с таким способом увеличения уставного капитала, а выбрать более простые и надежные способы.

Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и Партнеры» оказывает услуги по корпоративному праву.


separator

Глава по антимонопольному регулированию в КНР в книге «Правовые основы бизнеса в Китае»

/ 0 Comments

Александр Надмитов, управляющий партнер, и Цян Ю, руководитель китайской практики фирмы, стали авторами главы по антимонопольному регулированию в книге «Правовые основы бизнеса в Китае», выпущенной в рамках Юридического факультета МГУ им.Ломоносова и Центра азиатских правовых исследований.

«Правовые основы бизнеса в Китае» — вторая книга серии «Право Азии». Серия издаётся с целью изучения правовых систем стран Азии, подготовки российских юристов к взаимодействию с восточными партнерами и поддержке выхода отечественных предпринимателей на новые рынки.

Александр Надмитов и Цян Ю посвятили  главу рассмотрению Антимонопольного закона КНР.

В 2018 г. Антимонопольному закону исполняется 10 лет. Несмотря на то, что в Антимонопольном законе всего 57 статей, они охватывают контроль за поведением на рынке не только китайских, но и международных корпораций. Сфера применения покрывает не только повседневную операционную деятельность компаний, но и совершаемые между компаниями сделки. При этом Антимонопольный закон оказал огромное влияние на компании, конкурирующие на китайском рынке. Ожидается, что Антимонопольный закон, являясь так называемой «экономической конституцией», сыграет важнейшую роль в дальнейшем развитии рыночной экономики КНР, станет одним из основных законов для иностранных инвесторов и, следовательно, одним из обязательных к пониманию российских инвесторов законов КНР.

 

Правовые основы бизнеса в Китае — превью, глава 16.


separator

Закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» вступил в силу 1 сентября

/ 0 Comments

judge_fotoЮридическая фирма “Надмитов, Иванов и Партнеры” представляет Вашему вниманию обзор  Федерального закона «Об арбитраже в Российской Федерации».

Обзор Федерального закона

«Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» вступил в силу 1 сентября 2016 г. С  этого момента признаются утратившими силу главы VII и VIII Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации. Новый федеральный закон (1) введет понятие  «постоянно  действующих  арбитражных  учреждений,  (2)  установит,  какие споры  являются  арбитрабельными, а  какие  нет  (3)  затронет  вопросы,  касающиеся

«арбитражных соглашений», (4) определит компетенцию третейских судов, (5) применимое право, (6) порядок оспаривания и (7) исполнения решений третейских судов.

Постоянно действующие арбитражные учреждения (ст. 44)

  • В  Российской   Федерации   постоянно   действующие   арбитражные   учреждения создаются при некоммерческих организациях. Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства Российской Федерации.
  • Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации осуществляют функции постоянно действующего арбитражного учреждения без необходимости предоставления Правительством Российской Федерации права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.
  • Создание постоянно действующих  арбитражных  учреждений  федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, государственными компаниями, политическими партиями и религиозными организациями, а также адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов и Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, нотариальными палатами и Федеральной нотариальной палатой не допускается.

Арбитрабельные споры (п. 3 ст. 1)

В арбитраж (третейское разбирательство) по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Неарбитрабельные споры (п. 4 ст. 1)

Федеральным законом могут устанавливаться ограничения на передачу отдельных категорий споров в арбитраж (третейское разбирательство).

Арбитражное соглашение (ст. 7)

  • Арбитражное соглашение является соглашением сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение  договорный  характер  или  нет.  Арбитражное  соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.
  • Арбитражное соглашение заключается в письменной  форме.  Арбитражное соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно заключено в том числе путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, включая электронные документы, передаваемые по каналам связи, а также путем обмена процессуальными документами (в том числе исковым заявлением и отзывом на исковое заявление), в которых одна из сторон заявляет о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.
  • Арбитражное соглашение может быть заключено путем его включения в правила организованных торгов или правила клиринга.
  • Арбитражное соглашение о передаче в арбитраж всех или части споров юридического лица, для разбирательства которых применяются правила арбитража корпоративных споров, может быть заключено путем его включения в устав юридического лица.
  • При толковании арбитражного соглашения любые сомнения должны толковаться в пользу его действительности и исполнимости.
  • Если стороны не договорились об ином, арбитражное соглашение по спору, возникающему из договора или в связи с ним, распространяется и на любые сделки между сторонами  арбитражного  соглашения,  направленные  на исполнение, изменение или расторжение указанного договора.
  • При перемене лица  в  обязательстве,  в  отношении  которого  заключено арбитражное соглашение, арбитражное соглашение действует в отношении как первоначального, так и нового кредитора, а также как первоначального, так и нового должника.
  • Арбитражное соглашение, содержащееся в договоре, распространяется также на любые споры, связанные с заключением договора, его вступлением в силу, изменением, прекращением, действительностью, в том числе с возвратом сторонами всего исполненного по договору, признанному недействительным или незаключенным, если иное не следует из самого арбитражного соглашения.

Арбитражное соглашение и обеспечительные меры суда (ст. 9)

  • Обращение стороны в суд до или во время арбитража с просьбой о принятии мер по обеспечению иска и вынесение судом определения о принятии таких мер не являются несовместимыми с арбитражным соглашением.

Арбитражное соглашение и предъявление иска по существу спора в суд (ст. 8)

  • Суд, в который подано исковое заявление по вопросу, являющемуся предметом арбитражного соглашения, должен при условии, что любая из сторон заявит об этом не позднее представления своего первого заявления по существу спора, оставить исковое заявление без рассмотрения, если не найдет, что арбитражное соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.
  • Предъявление искового заявления в суд само по себе не препятствует началу или продолжению арбитража и принятию арбитражного решения.

Избрание арбитров (ст. 11)

  • Стороны  арбитража   вправе   договориться   о   дополнительных   требованиях, предъявляемых к арбитрам, включая требования к их квалификации, или о разрешении спора конкретным арбитром или арбитрами.

Компетенция третейского суда (ст. 17)

  • Третейский суд может сам принять постановление о своей компетенции, в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения.
  • Заявление об  отсутствии  у  третейского  суда  компетенции  может  быть  сделано соответствующей стороной арбитража не позднее представления ею первого заявления по существу спора. Избрание (назначение) стороной арбитра или ее участие  в  избрании  (назначении)  арбитра  не  лишает  сторону  права  сделать такое заявление.
  • Если стороны  не  договорились  об  ином,  третейский  суд  по  заявлению  любой стороны может распорядиться о принятии какой-либо стороной обеспечительных мер, которые он считает необходимыми. Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с указанными мерами.

Применимое право (ст. 31)

  • Третейский суд разрешает спор в соответствии с нормами российского права или в случаях, если в соответствии с российским правом стороны могут избрать к своим правоотношениям в качестве применимого иностранное право, в соответствии с нормами права, которые стороны указали в качестве применимых к существу спора, а при отсутствии такого указания — в соответствии с нормами материального права, определенными третейским судом в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми.
  • Любое указание на право или систему права какого-либо государства должно толковаться как непосредственно отсылающее к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам.
  • Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом применимых обычаев.

Обязательность арбитражного решения (ст. 38)

  • Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять арбитражное решение. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы арбитражное решение было юридически исполнимо.

Оспаривание арбитражного решения (ст. 40)

  • В арбитражном соглашении, предусматривающем администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, стороны своим прямым соглашением могут предусмотреть, что арбитражное решение является для сторон окончательным. Окончательное арбитражное решение не подлежит отмене. Если в арбитражном соглашении не предусмотрено, что арбитражное решение является окончательным, такое решение может быть отменено по основаниям, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Приведение в исполнение арбитражного решения (ст. 41)

  • Арбитражное решение признается обязательным и подлежит немедленному исполнению сторонами, если  в  нем  не  установлен  иной  срок  исполнения.  При подаче стороной в компетентный суд заявления в письменной форме арбитражное решение принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа в соответствии с настоящим Федеральным законом и положениями процессуального законодательства Российской Федерации.

separator

Обзор изменения порядка предоставления информации о владельцах ценных бумаг иностранными номинальными держателями

/ 0 Comments

17b48bdЮридическая фирма “Надмитов, Иванов и Партнеры” представляет Вашему вниманию обзор изменения порядка предоставления информации о владельцах ценных бумаг иностранными номинальными держателями.

Обзор

Раскрытие информации о владельцах ценных бумаг

  • 1 июля 2016 года вступили в силу отдельные изменения в Федеральный закон от

22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», внесенные Федеральным законом от

29.06.2015 N 210-ФЗ. В частности, изменения коснулись статьи 8.4, устанавливающей особенности учета прав на ценные бумаги иностранных организаций, действующих в интересах других лиц.

  • Теперь закон обязывает иностранного номинального держателя принять все зависящие от него разумные меры для предоставления депозитарию информации о лицах, осуществляющих права по ценным бумагам, учтенных на счете депо иностранного номинального держателя, и иной информации в случаях, в объеме и в сроки, которые предусмотрены федеральными законами и нормативными актами Банка России для номинальных держателей.
  • Так, иностранный номинальный держатель, иностранный уполномоченный держатель, а также лицо, которому открыт счет депо депозитарных программ обязаны принять все возможные меры для обеспечения предоставления информации о владельцах ценных бумаг, об иных лицах, осуществляющих права по ценным бумагам, и о лицах, в интересах которых указанные лица осуществляют права по ценным бумагам, учтенным на счете депо иностранного номинального держателя в случае получения требования эмитента, судов, арбитражных судов (судей), Банка России, а при наличии согласия руководителя следственного органа по требованию органов предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Исключения составляют случаи, когда лицами, осуществляющими права по ценным бумагам, являются иностранные организации, которые в соответствии с их личным законом относятся к схемам коллективного инвестирования и (или) к схемам совместного инвестирования как с образованием, так и без образования юридического лица, если число участников таких иных схем совместного инвестирования превышает 50.
  • Кроме того, иностранный номинальный держатель, иностранный уполномоченный держатель, лицо, которому открыт счет депо депозитарных программ, обязаны принять все зависящие от них разумные меры для предоставления информации и документов в соответствии с запросом депозитария, в котором указанные лица открыли соответствующие счета депо, на основании запроса (требования) налогового органа.

Иностранный номинальный держатель и лицо, которому открыт счет депо депозитарных программ не несут ответственности за:

  • непредставление ими информации вследствие непредставления им информации их клиентами, действующими в интересах других лиц;
  • достоверность и полноту информации, предоставленной такими клиентами.

В  случае  нарушения  требования  о  предоставлении  информации  Банк России вправе :

  • направить предписание об устранении нарушения;
  • в случае неисполнения предписания — запретить или ограничить на срок до шести месяцев проведение всех или отдельных операций по соответствующим счетам депо.

При этом указанные запрет или ограничения операций могут быть установлены в отношении количества ценных бумаг, не превышающего количества ценных бумаг, обязанность по предоставлению информации по которым не исполнена.

Указание Банка России от 15.06.2015 N 3680-У «О требованиях к порядку и форме предоставления иностранными организациями, действующими в интересах других лиц, информации о владельцах ценных бумаг и об иных лицах, осуществляющих права по ценным бумагам, а также о количестве ценных бумаг, которыми владеют такие лица» определяет объем сведений, подлежащих предоставлению:

  • документ (документы) о голосовании;
  • сведения о лицах, подлежащих включению в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании владельцев ценных бумаг и не давших указаний о голосовании определенным образом;
  • сведения об иностранных организациях, осуществляющих в соответствии с их личным законом учет и переход прав на ценные бумаги и не предоставивших информацию, указанную выше, а также о количестве ценных бумаг, в отношении которых не предоставлена информация об их владельцах и иных лицах, осуществляющих права по таким ценным бумагам.

 


separator

Обзор о первом разрешенном споре Российской Федерации в ВТО

/ 0 Comments

5be1451e86e78e8a7fd0935230805c1dЮридическая фирма “Надмитов, Иванов и Партнеры” представляет Вашему вниманию обзор о первом разрешенном споре Российской Федерации в ВТО.

Обзор
Спор России с ЕС о тарифном регулировании в отношении  некоторых сельскохозяйственных и промышленных товаров

  • 12 августа 2016 г. было принято окончательное решение Органа по разрешению споров Всемирной торговой организации (далее – «ОРС ВТО») по спору между Россией и ЕС о тарифном регулировании в отношении некоторых сельскохозяйственных и промышленных товаров.
  • ЕС оспаривал 11 ставок ввозных таможенных пошлин, введенных Таможенным союзом (впоследствии ЕАЭС), превышающих допустимый Перечнем уступок России уровень, а также систематическое изменение Россией ставок ввозных пошлин (далее – «оспариваемые меры»).
  • Основным доводом России на заявления ЕС было то, что оспариваемые ставки таможенных пошлин были уже отменены или изменены, поэтому спора как такового нет.
  • ОРС ВТО, однако, постановил, что, несмотря на то, что оспариваемые меры были отменены или изменены, 11 из них противоречили ГАТТ-1994 и обязательствам России, вытекающим из Перечня уступок.

Третейская группа поделила рассматриваемые вопросы на три категории:
1-6 меры, затрагивающие адвалорные пошлины;
7-11 меры, затрагивающие комбинированные пошлины;
12 мера, затрагивающая одновременное применение комбинированных пошлин.

Общее замечание третейской группы о применении ст. II:1(b) и ст. III:2 ГАТТ

  • Одним из доводов России на вопрос правомерности или неправомерности оспариваемых мер по ст. II:1(b) и ст. III:2 ГАТТ, являлось то, что меры не причинили никакой ущерб импорту из других стран.
  • Третейская группа постановила, что для применения ст. II:1(b) ст. III:2 ГАТТ достаточно, чтобы оспариваемая мера могла потенциально причинить ущерб импорту из других стран. Таким образом, третейская группа постановила, что ЕС имел право на оспаривание таможенных мер России.

Первая группа оспариваемых мер (меры с первой по пятую)

  • Третейская группа приступила к рассмотрению первой группы оспариваемых мер.
  • Третейская группа сначала рассмотрела вопрос вменения ответственности за введение оспариваемых мер, так как ставки ввозных таможенных пошлин были установлены Таможенным союзом (впоследствии ЕАЭС), а не Россией.
  • Третейская группа, сославшись на ст. 157 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО, признала Россию ответственной за применение ставок ввозных таможенных пошлин свыше допустимого уровня. Третейская группа постановила, что раз ставки Таможенного союза обязательно применяются Россией, то ответственность за применение оспариваемых мер вменяется России.
  • Вопросом о вменении ответственности за действия наднационального объединения (типа ЕАЭС или ТС) не раз задавались в доктрине. Для разрешения данного вопроса были даже сделаны предложения о вступлении ЕАЭС в ВТО для привлечения ЕАЭС к ответственности за введенные таможенные и прочие меры.
  • Однако третейская группа пошла по сравнительно легкому пути и решила, что России вменяется ответственность за действия Таможенного союза или ЕАЭС в связи с обязательным исполнением Россией предписаний ТС или ЕАЭС (п. 7.46 доклада третейской группы).
  • Затем третейская группа постановила, что применение Россией ставок в размере 10% или 15% вместо допустимых 5% противоречило ст. II:1(b) ГАТТ.Требования, касающиеся шестой меры
  • Третейская группа отдельно рассмотрела применение шестой меры. Особенность ее применения заключалось в том, что она была временно снижена до допустимого Перечнем уступок уровня до 31 декабря 2015 г., однако с 1 января 2016 г. должна была применяться в размере 15%, что выше допустимого Перечнем уступок России уровнем на 10%.
  • Позиции России в отношении данной оспариваемой меры заключалось в том, что данная мера «просто не существует» и ЕС не доказал обратного, так как ставка в размере 15% никогда не применялась.
  • Третейская группа не согласилась с Россией и признала шестую меру противоречащей ст. II:1(b) ГАТТ.
  • Однако третейская группа не согласилась с отдельными доводами ЕС о том, что оспариваемая мера противоречила ст. II:1(a) независимо от ст. II:1(b).

Вторая группа оспариваемых мер (меры с седьмой по одиннадцатую)

  • Третейская группа приступила к рассмотрению второй группы оспариваемых мер.
  • До 1 января 2015 г. Россия применяла ставки в размере 3%, но не менее 0.09 евро за кг вместо допустимых 3%. Россией. Согласно требованиям ЕС, отсутствие ограничительных механизмов также противоречило ст. II:1(b) ГАТТ.
  •  В свое оправдание Россия заявляла об изменении или аннулировании данных оспариваемых мер.
  • В отношении седьмой и восьмой меры, третейская группа постановила, что ставки выше допустимых применялись еще при учреждении третейской группы, тем самым они противоречили ст. II:1(b) ГАТТ.
  • В отношении девятой меры, третейская группа постановила, что она противоречила ст. II:1(b) ГАТТ с 1 по 20 сентября 2015 г.

Двенадцатая мера

  • В заключение ЕС заявлял о неправомерности «систематичного изменения ставок таможенных пошлин» Россией.
  • Однако третейская группа посчитала, что ЕС не доказал существование данной меры.
  • По большому счету, требования ЕСМ в отношении двенадцатой меры дублировали требования в отношении правомерности второй группы мер. Таким образом, третейская группа отклонила доводы ЕС в отношении данной меры.
  • Таким образом, несмотря на то что Россия проиграла почти по всем заявленным требованиям, Россия фактически уже исполнила вынесенное решение. 9 из 11 рассмотренных третейской группой мер Россия уже добровольно отменила. Две оставшиеся меры, согласно заявлениям Министерства экономического развития, будут отменены в ближайшем будущем.
  • Третейская группа, в свою очередь, разрешила ряд важнейших правовых вопросов, в частности, вопросы вменения государствам ответственности за меры, введенные наднациональным объединением, и оспаривание аннулированных или отменённых мер.
  • Из материалов прессы следует, что Россия не будет подавать апелляционную жалобу на вынесенное решение. Таким образом, Россия в очередной раз подтвердила свою приверженность принципам и правилам ВТО.

separator

Утверждена дорожная карта по совершенствованию корпоративного управления

/ 0 Comments

СнимокЮридическая фирма “Надмитов, Иванов и Партнеры” представляет Вашему вниманию обзор о мероприятиях, направленных на защиту миноритариев.

Обзор

План мероприятий «Совершенствование корпоративного управления»

  • 25 июня 2016 г. Распоряжением от 25 июня 2016 г. N 1315-р Правительство РФ утвердило План мероприятий «Совершенствование корпоративного управления» (далее – «Дорожная  карта»).  «Дорожная  карта»  призвана  повысить  уровень защиты прав миноритарных акционеров и улучшить показатели РФ в рейтинге Doing Business, подготавливаемом Всемирном банком. Реализация «Дорожной карты» будет  происходить  посредством  внесения  изменений  в  российское законодательство и полностью завершится к 2018 г.

Основная цель «Дорожной карты» – защита миноритариев

  • Основной целью «Дорожной карты» является защита интересов миноритариев:
  • при совершении    обществом    сделок,   в   которых    присутствует         конфликт интересов;
  • при реорганизации общества, увеличении его уставного капитала;
  • при концентрации значимых пакетов акций в руках одних и тех же лиц.
  • «Дорожная карта» также призвана урегулировать вопросы контроля за финансово- хозяйственной деятельностью публичных акционерных обществ и ответственности в случаях причинения хозяйственным обществам убытков.
  • «Дорожная карта» направлена на защиту прав акционеров на дивиденды и предъявление исков в интересах акционерного общества.
  • «Дорожная карта» должна обеспечить предоставление членам совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества права доступа к документам и информации подконтрольных акционерному обществу юридических лиц.

Мероприятие 1. Раскрытие информации

  • К ноябрю 2016 г. планируется принятие федерального закона с требованиями о раскрытии миноритариям информации о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность. В годовых отчетах и сообщениях необходимо будет раскрыть все существенные факты о сделке, указать лица, заинтересованные в совершении сделки, основания и обстоятельства их заинтересованности.

Мероприятие 2. Привилегированные акции

  • К ноябрю  2017  г.  планируется  принятие  федерального  закона,  уточняющего критерии, исходя из которых размер дивидендов по привилегированным акциям считается определенным уставом акционерного общества. Владельцам привилегированных акций планируется предоставить право голоса по вопросу внесения в устав положения об объявленных привилегированных акциях соответствующего типа в случае, если размещение таких дополнительных акций негативно отразится на дивидендных правах существующих акционеров.

Мероприятие 3. Запрет голосования подконотрольным организациям

  • К ноябрю 2016 г. посредством принятия федерального закона планируется ввести запрет на голосование подконтрольным акционерным обществам голосовать акциями таких акционерных обществ.
  • По мнению специалистов, запрет на голосование «квазиказначейских акций» (акций подконтрольных организаций) – важный шаг на пути улучшения корпоративного управления.
  • Голосование акциями подконтрольных компаний – давняя проблема российского корпоративного управления. В то время как почти во всех странах ОЭСР такое голосование запрещено. Таким образом, «Дорожная карта» призвана устранить голосование подконтрольных организаций и приблизить РФ по показателям Всемирного банка к странам ОЭСР.

Мероприятие 4. Предоставление доступа к документам подконтрольных лиц

  • К ноябрю 2016 г. членам совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества предоставлено право доступа к документам и информации подконтрольных акционерному обществу юридических лиц. По мнению специалистов, это является важнейшим нововведением, так как в современных акционерных обществах основная часть бизнеса приходится на компании их группы. Без доступа к документам подконтрольных юридических лиц совет директоров вряд ли  можно   считать  по-настоящему  контролирующим   органом.   Таким  образом, «Дорожная карта» призвана увеличить полномочия совета директоров.

Мероприятие 5.  Возложение     бремени    доказывания по сделкам с заинтересованностью на недобросовестного агента

▪  К ноябрю 2016 г. планируется уточнение регулирования одобрения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

  • Планируется исключение необходимости доказывания наличия убытков или иных неблагоприятных последствий при  оспаривании  крупных  сделок.  Бремя доказывания соответствия сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, интересам общества возложено на недобросовестного контрагента.

Мероприятие 6. Защита прав миноритариев при реорганизации

  • К ноябрю 2016 г. планируется уточнение регулирования процедуры реорганизации хозяйственных обществ в части вопросов, касающихся их реорганизации с одновременным сочетанием различных форм реорганизации.
  • Планируется обеспечение защиты прав инвесторов в процессе реорганизации (защита прав владельцев привилегированных акций, инвесторов при определении коэффициентов конвертации акций (долей) и формировании органов управления создаваемых хозяйственных обществ и других коммерческих корпораций).

Мероприятие 7. Раскрытие информации о сделках с заинтересованностью

  • К ноябрю 2017 г. планируется раскрытие акционерным обществом информации о сделках организаций, входящих в группу акционерного общества (о существенных для группы сделках, в том числе взаимосвязанных сделках нескольких организаций, а также о существенных для группы сделках, в том числе взаимосвязанных сделках нескольких организаций, в совершении которых имеется заинтересованность контролирующего акционера или членов органов управления акционерного общества).

Мероприятие 8. Предоставление преимущественных прав миноритариям

  • К ноябрю 2016  г.  планируется  предоставление  акционерам  —  владельцам обыкновенных акций публичного общества преимущественного права приобретения размещаемых впервые акций другой категории.

Мероприятие 9. Проведение внутреннего аудита и контроля

  • К ноябрю 2017 г. планируется закрепление положений о комитете совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту, об организации внутреннего аудита и системы внутреннего контроля и управления рисками в публичных акционерных обществах, а также установление правил о том, что ревизионная комиссия создается в публичном акционерном обществе в тех случаях, когда ее создание предусмотрено уставом этого общества, с учетом того, что если в обществе не создается ревизионная комиссия, то в нем должен быть организован внутренний аудит.

Мероприятие 10. Уточнение последствий сделок с конфликтом интересов

  • К ноябрю 2017 г. планируется оценка необходимости уточнения последствий совершения сделок, в которых присутствует конфликт интересов, в виде взыскания убытков, причиненных такой сделкой, в случае, если она не была надлежащим образом одобрена.

Мероприятие 11. Раскрытие информации о вознаграждении и компенсации

  • К ноябрю 2016  г.  планируется  введение  детального  механизма  раскрытия информации о вознаграждении и компенсациях, предусмотренных менеджменту и членам советов директоров (наблюдательных советов) публичных акционерных обществ (инвесторы получают информацию о критериях, на основании которых формируются вознаграждение и компенсационные выплаты).

Мероприятие 12. Право на подачу исков миноритариями

  • К ноябрю 2017 г. акционерам будет предоставлен полноценный механизм сбора необходимых для подачи косвенных исков документов (предоставлен доступ к документации акционерных обществ, необходимой для проведения собственных расследований по подозрительным сделкам, их оспаривания и предъявления требований о возмещении акционерному обществу причиненных ими убытков).
  • Акционерным обществам    будет    обеспечена    возможность    привлечь    к ответственности акционеров за убытки, причиненные разглашением по их вине коммерческой тайны, содержащейся в предоставленных им документах акционерного общества

Мероприятие 13. Процедура подачи исков миноритариями

  • К ноябрю 2017 г. будут уточнены нормы о косвенных исках, в том числе урегулированы вопросы формирования позиции акционерного общества при подаче косвенного иска, оптимизированы механизмы возмещения судебных расходов, которые несут лица, заявляющие исковые требования в интересах отдельного акционерного общества.

Мероприятие 14. Введение ответственности контролирующего лица

  • К ноябрю 2017 г. планируется внести изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» об ответственности контролирующего лица за убытки, причиненные по его вине подконтрольному хозяйственному обществу.

Мероприятие 15. Привлечение членов органов управления к ответственности

  • К ноябрю 2016 г. планируется определение прав и обязанностей членов органов управления хозяйственных обществ. Планируется также усовершенствование механизмов привлечения членов органов управления хозяйственных обществ к ответственности за действия (бездействие) при осуществлении ими своих полномочий.

Мероприятие 16. Право на выдвижение кандидатов в органы управления

  • К ноябрю 2017 г. совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества будет предоставлено право выдвигать необходимое количество кандидатов в органы управления акционерного общества вне зависимости от наличия или отсутствия предложений акционеров. Также будут сняты барьеры для передачи полномочий по избранию исполнительных органов из компетенции общего собрания акционеров в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) в части, касающейся возникновения права акционеров требовать выкупа принадлежащих им акций.

Мероприятие 17. Механизм раскрытия информации для акционеров

  • К ноябрю 2017 г. будут установлен механизм раскрытия сообщений о существенных фактах в  целях  обеспечения  прозрачности  информации  для  акционеров, инвесторов и иных заинтересованных лиц.

Мероприятие 18.     Предотвращение вхождения в  состав органов недобросовестных лиц

  • К ноябрю 2017 г. планируется создание системы, предотвращающей вхождение в состав органов управления публичных обществ недобросовестных лиц путем их дисквалификации.

Что уже сделано?

  • К августу 2016 г. из мероприятий, направленных на защиту миноритариев, уже реализованы те, что связаны с крупными сделками и сделками с заинтересованностью. В частности, Федеральный закон от 03.07.2016 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» предоставил миноритариям право (1) на раскрытие информации о крупных сделках и сделках с заинтересованностью (Мероприятия 1 и 7); (2) на оспаривание сделок, совершенных без одобрения (Мероприятие 5) и (3) на взыскание убытков, причиненных неодобренными сделками (Мероприятие 10).
  • Подробнее  о   крупных   сделках   и   сделках   с   заинтересованностью   в   нашем предыдущем обзоре — http://nplaw.ru/work/obzor-izmenenij-regulirovaniyakrupnyxsdelokisdelokszainteresovannostyu/.
  • Таким образом, «Дорожная карта» предусматривает 18 мероприятий, направленных на повышение уровня защиты миноритариев. Большинство из них, например, нормы о раскрытии информации и о правах миноритариев при реорганизации, будут реализованы к ноябрю 2016 г. Процесс реализации «Дорожной карты» уже начался — нормы о раскрытии информации и оспаривании крупных сделок и сделок с заинтересованностью уже приняты РФ. Однако механизмы привлечения членов управления к ответственности планируется разработать только к ноябрю 2017 г.

 


separator

Обзор о распоряжении залогодержателем заложенными правами участников ООО и ОАО

/ 0 Comments

Юридическая фирма “Надмитов, Иванов и Партнеры” представляет Вашему вниманию обзор о распоряжении залогодержателем заложенными правами участников ООО и ОАО.

Обзор

Ст. 358.15 Гражданского кодекса РФ

Залог прав участников юридических лиц

  • В 2014 г. в ст. 358.15 Гражданского кодекса РФ (далее – «ГК РФ») была внесена поправка, согласно которой заложенные права участника общества осуществляются залогодержателем. Ранее (в Законе РФ от 29 мая 1992 «О залоге») такого права предусмотрено не было. Залогодержатели могли только требовать в суде перевода на себя заложенного права в случае невыполнения должником своих обязательств, однако не могли распоряжаться заложенными правами без решения суда.
  • Норма об автоматическом (в отсутствие решения суда) распоряжении кредиторами заложенными правами участников ОАО и ООО была призвана повысить привлекательность юридических лиц как предмета залога. Так как норма была введена сравнительно недавно, до сих пор не решен ряд правоприменительных вопросов, в частности, по какой процедуре надлежит обращать взыскание на заложенное имущество.
  • Недавний спор  между  «Добринским  сахарным  заводом»  и  липецкой  компанией «Агробизнес» внес некоторую определенность в отношении применения ст. 358.15 ГК РФ.

Суть спора

  • В марте 2015 г. между «Добринским сахарным заводом» и липецкой компанией «Агробизнес»  был  заключен  договор  залога  в  отношении  100%  долей  ООО «Молочная компания Агробизнес» (далее — «Молкоагро»).
  • Однако обязательства по договору поставки «Агробизнесом» выполнены не были, поэтому в феврале 2016 года «Добринский сахарный завод» подал иск в Арбитражный суд Липецкой области с требованием о взыскании предмета залога.
  • В мае липецкий арбитражный суд отказал в удовлетворении иска. Он сослался на то, что «Добринский сахарный завод» не доказал нарушение его прав со стороны

ООО  «Молкоагро».  В  свою  очередь,  по  договору  залога  лицом,  обязанным  по сделке, являлся Александр Чил-Акопов. Таким образом, иск о взыскании залога необходимо было подавать в суд общей юрисдикции против него, а не против заложенной компании.

  • Тогда в  июне  2016  г.  в  МИФНС  России  №6  по  Липецкой  области  поступило заявление  о  внесении  изменений  в  ЕГРЮЛ  об  увеличении  уставного  капитала «Молкоагро». Согласно документу залогодержатель («Добринский сахарный завод») решил уменьшить долю в уставном капитале, принадлежащую Александру Чил- Акопову, с 100 до 6,67% за счет вхождения в общество нового участника.
  • Однако 14  июля  2016  г.  Арбитражный  суд  Липецкой  области  признал  решение общего собрания участников «Молкоагро» недействительным и отменил операции в ЕГРЮЛ. Апелляция по данному делу будет рассматриваться 9 августа 2016 г.

 

Выводы

  • Таким образом, данный спор внес некоторую определенность в отношении применения ст. 358.15 ГК РФ.
  • Во-первых, иск о обращении взыскания на предмет залога необходимо подавать против залогодателя по договору залога, а не против заложенной компании.
  • Во-вторых, залогодержатель не может вносить изменения в ЕГРЮЛ в отношении заложенного имущества без решения суда. По крайней мере, пока арбитражным судом сформулирована именно такая позиция.
  • В-третьих, в случае отмены решения арбитражного суда, по мнению некоторых специалистов, ст. 358.15 ГК РФ об автоматическом переходе прав участника ООО или ОАО к залогодержателю несет серьезные риски для компаний с заложенными долями в уставном капитале, в частности «перехват корпоративного контроля в пользу сотрудников залогодержателя в обход существующей процедуры обращения взыскания на предмет залога».
  • Однако для подтверждения вышеизложенных выводов стоит дожидаться решения вышестоящих судов.

 


separator

Обзор о введении обязанности иностранных интернет-компаний уплачивать НДС

/ 0 Comments

unnamedЮридическая фирма “Надмитов, Иванов и Партнеры” представляет Вашему вниманию обзор о введении обязанности иностранных интернет-компаний уплачивать НДС.

Обзор

Обязанность иностранных интернет-компаний уплачивать НДС

  • На сегодняшний день иностранные интернет-компании, в отличие от российских компаний, не платят НДС при реализации интернет-товаров и предоставлении интернет-услуг российским пользователям. Однако, согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», с 1 января 2017 г. иностранные интернет-компании будут обязаны встать на учет в налоговых органах РФ и уплачивать НДС по ставке 15,25%.
  • Закон затрагивает не  только  деятельность  таких  крупнейших  иностранных компаний, как Google, Apple и Microsoft, интернет-площадки eBay, Aliexpress, Steam, Google Play и AppStore, но и интересы российских граждан, которые, по прогнозам, вскоре столкнуться с подорожавшими интернет-товарами.

Возникновение обязанности иностранных интернет-компаний уплачивать НДС

  • Обязанность иностранной  интернет-компании  уплачивать  НДС  в  соответствии  с Налоговым кодексом РФ при реализации товаров возникает, если:
  • местом осуществления деятельности   покупателя   признается территория Российской Федерации;
  • местом жительства покупателя является Российская Федерация;
  • место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг, — на территории Российской Федерации;
  • сетевой адрес   покупателя,   использованный   при   приобретении   услуг, зарегистрирован в Российской Федерации;
  • международный код   страны   телефонного   номера,   используемого   для приобретения или оплаты услуг, присвоен Российской Федерации.

Постановка  на  учет,  порядок  исчисления  и  уплаты     НДС  иностранным интернет-компаниями

  • Сумма НДС исчисляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в налоговых органах в течение 30 календарных дней с 1 января 2017 г., и определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 15,25 процента процентная доля налоговой базы.
  • Уплата налога иностранными организациями производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Услуги, при предоставлении которых необходимо уплачивать НДС

  • Иностранные интернет-компании   обязаны   уплачивать   НДС   в соответствии с Налоговым кодексом РФ при предоставлении следующих электронных услуг:
  • 1.  предоставление прав на использование компьютерных программ (включая компьютерные игры) и баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним;
  • 2. оказание рекламных услуг, а также предоставление рекламной площади

(пространства) в интернете;

  • 3. оказание услуг по размещению предложений о  приобретении(реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в интернете;
  • 4.  оказание через интернет услуг по установлению контактов и заключению сделок между продавцами и покупателями;
  • 5.  предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;
  • 6. предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
  • 7. оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов;
  • 8.  оказание  автоматизированных  услуг  по  поиску  данных,  их  отбору  и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети;
  • 9.  предоставление   прав  на   использование   электронных  книг   и   других электронных публикаций, графических изображений, музыкальных произведений, аудиовизуальных произведений через интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа;
  • 10.  оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  • 11. предоставление доступа к поисковым системам;
  • 12. ведение статистики на сайтах.

Услуги, при предоставлении которых не надо уплачивать НДС

  • Иностранные интернет-компании  не  обязаны  платить  НДС  при  предоставлении следующих услуг:
  • 1. реализация   товаров, если при заказе интернет поставка товаров осуществляется без использования интернета;
  • 2. реализация (передача прав на использование) компьютерных программ

(включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;

  • 3. оказание консультационных услуг по электронной почте;
  • 4. оказание услуг по предоставлению доступа к интернету.

Зарубежный опыт

  • На данный  момент  крупные  интернет-компании  выплачивают  налоги  только  в странах с низкой налоговой нагрузкой — например, в Ирландии, Нидерландах и Люксембурге.
  • Однако в январе 2015 года  Еврокомиссия  заявила  о  намерении ввести  единый налог на добавленную стоимость на территории всего ЕС.
  • Также обязанность иностранных  интернет-компаний  уплачивать  НДС  при реализации интернет-товаров и предоставлении услуг в интернете предусмотрена в Японии и Южной Корее. В Японии, например, налоговая ставка равняется 8%, а в Южной Корее — 10%.
  • Таким образом, Россия присоединилась к ряду государств, взимающих НДС с иностранных интернет-компаний при реализации ими интернет-товаров и предоставлении услуг в электронной форме.

 


separator

Обзор о государственно-частном партнерстве в РФ

/ 0 Comments

Юридическая фирма “Надмитов, Иванов и Партнеры” представляет Вашему вниманию обзор о государственно-частном партнерстве в РФ.

Обзор

Государственно-частное партнерство (ГЧП)

Государственно-частное партнерство  в РФ

  • До 2015 г. реализация ГЧП-проектов происходила либо посредством концессионных соглашений, либо посредством соглашений с субъектами РФ. ГЧП-проектов на федеральном, по сути, не существовало.
  • Однако 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года №224-ФЗ  «О  государственно-частном  партнерстве,  муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – «ФЗ о ГЧП), закрепляющий возможность заключения ГЧП-проектов на федеральном уровне.
  • Теперь, государственно-частное партнерство  в РФ, регулируется тремя группамизаконодательных актов: 1) ФЗ о ГЧП; 2) Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ«О концессионных соглашениях» (далее – «ФЗ о концессионных соглашениях»);

3)  законы  субъектов  о  государственно-частном  партнерстве,  которые  не противоречат ФЗ о ГЧП.

Новеллы ФЗ о ГЧП

  • ФЗ о  ГЧП  содержит  ряд  нововведений,  вносящих  определенность  в  процедуры заключения и реализации ГЧП-проектов:
  • ГЧП-проекты могут быть  заключены  как  по  инициативе  публичного,  так  и частного партнера.
  • ГЧП-проекты могут быть    заключены    только                        ограниченным составом участников.
  • ГЧП-проекты могут быть  заключены  только  в  отношении  определенных объектов.
  • ГЧП-проекты могут быть заключены только в соответствии с определенной процедурой.
  • Основополагающим принципом ГЧП-сотрудничества признается                                         принцип«справедливого распределения рисков и обязанностей».

Обязательные элементы ГЧП-проектов

  • Согласно ст. 6 ФЗ о ГЧП, ГЧП-проекты должны отвечать следующим обязательным критериям:
  • ГЧП-проект должен  относиться  к  строительству  или  реконструкции  объекта частным партнером;
  • Частный партнер должен полностью или частично финансировать ГЧП-проект;
  • Частный партнер должен эксплуатировать или технически обслуживать объект;
  • У частного партнера  должно  возникнуть  право  собственности  на  объект  ГЧП — проекта при обременении объекта.

Факультативные элементы ГЧП-проектов

  • Ст. 6   ФЗ   о   ГЧП   также   содержит,   какие   факультативные       требования        могут предъявляться к ГЧП-проектам.
  • Требование о проектировании объекта ГЧП-проекта частным партнером.
  • Требование о    полном   или    частичном    финансировании                      эксплуатации         и технического обслуживания частным партнером.
  • Требовании об обеспечении публичным партнером частичного финансирования создания объекта ГЧП-проекта.
  • Требование о   передаче   объекта   ГЧП-проекта   в   собственность                     публичного партнера по истечении срока соглашения.

Стороны ГЧП-проектов (ст. 5)

  • Публичный партнер:
  • РФ в  лице  Правительства  РФ  или  уполномоченного  органа  исполнительной власти;
  • Субъект РФ в лице исполнительного органа субъекта РФ или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • Муниципальное образование РФ в лице главы муниципального образования или уполномоченного органа местного самоуправления.
  • Частный партнер   —   все организационно-правовые формы юридических лиц, предусмотренных российским законодательством, кроме:
  • Государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • Государственных и муниципальных учреждений;
  • Публично-правовых компаний  и  иных  юридических  лиц,  созданных  в  РФ  на основе специальных федеральных законов;
  • Хозяйственных товариществ     и     обществ,      хозяйственных                             партнерств, находящихся под контролем публично-правовых образований;
  • Дочерних хозяйственных обществ, находящихся под контролем указанных выше организаций;
  • Некоммерческих организаций в форме фондов, созданных публично-правовыми образованиями;
  • Некоммерческих организаций, созданных указанными выше организациями.

 

Объекты ГЧП-проектов (ст. 7)

  • Ст. 7 ФЗ о ГЧП предусмотрены возможные объекты ГЧП-проектов. Большинство из них встречается в ФЗ о концессионных соглашениях, хотя есть и определенные различия. Объектами ГЧП-проектов могут быть:
  • частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных
  • дорог, объекты,  предназначенные  для  взимания  платы  (в  том  числе  пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;
  • транспорт общего пользования, за исключением метрополитена;
  • объекты железнодорожного транспорта;
  • объекты трубопроводного транспорта;
  • морские порты, речные порты, специализированные порты, объекты их инфраструктур, (прим. данные объекты не предусмотрены в ФЗ о концессионных соглашениях) в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться в федеральной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
  • морские суда и речные суда, суда смешанного (река — море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки, за исключением объектов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации находятся в государственной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
  • воздушные суда, (прим.  данные  объекты  не  предусмотрены  в  ФЗ  о концессионных   соглашениях)   аэродромы,   аэропорты,   технические   средства   и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства, за исключением объектов, отнесенных к имуществу государственной авиации или к единой системе организации воздушного движения;
  • объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии;
  • гидротехнические сооружения, стационарные и (или) плавучие платформы, искусственные острова;
  • подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации;
  • объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения и иной деятельности в сфере здравоохранения;

Объекты ГЧП-проектов (ст. 7)

  • объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения
  • объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
  • объекты благоустройства территорий, в том числе для их освещения;
  • мелиоративные системы и  объекты  их  инженерной  инфраструктуры,  за исключением государственных мелиоративных систем;
  • объекты производства, первичной  и  (или)  последующей  (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии сельского хозяйства перечень и определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации;
  • объекты охотничьей инфраструктуры;
  • имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности.

Объекты концессионных соглашений

  • В отношении  некоторых  объектов  ГЧП-проекты  возможны  только  посредством концессионных соглашений, в частности:
  • метрополитен;
  • объекты производственной и инженерной инфраструктур;
  • объекты по производству, передаче и распределению тепловой энергии;
  • системы коммунальной инфраструктуры  и  иные  объекты  коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем;
  • объекты социального обслуживания населения.

Право частной собственности на объект соглашения

  • В ФЗ о ГЧП не предусмотрено, что право собственности автоматически переходит к публичному партнеру. Из этого следует, что изначально право собственности на созданный объект передается частному партнеру.
  • Однако, если  финансовые  затраты  публичного  партнера  больше,  чем  частного, право собственности автоматически переходит к публичному партнеру.

 

Порядок заключения соглашений

  • ФЗ о ГЧП предусматривает два вида заключения ГЧП-соглашений: по инициативе частного партнера и по инициативе публичного партнера.
  • В случае инициативы публичного партнера проводится конкурс на право заключения ГЧП-проекта в соответствии с главой 5. В случае инициативы частного партнера – подается заявление о реализации ГЧП-проекта и банковская гарантия, при этом проведение конкурса не требуется.

Инициатива о реализации ГЧП-проекта от частного партнера (ст. 8)

  • описание проекта и обоснование его актуальности;
  • цели и задачи реализации проекта, определяемые с учетом целей и задач, которые

предусмотрены документами стратегического планирования;

  • сведения о публичном партнере;
  • проект соглашения, включающий в себя существенные условия
  • срок реализации проекта или порядок определения такого срока;
  • оценку возможности  получения  сторонами  соглашения  дохода  от  реализации проекта;
  • прогнозируемый объем  финансирования  проекта,  в  том  числе  прогнозируемый объем финансирования проекта за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и объем частного финансирования, в том числе необходимый объем собственных средств частного партнера и (или) необходимый объем заемного финансирования, а также планируемый срок погашения кредитов и займов в случае, если предусматривается заемное финансирование;
  • описание рисков (при их наличии), связанных с реализацией проекта;
  • сведения об эффективности  проекта  и  обоснование  его  сравнительного преимущества;
  • иные определенные Правительством Российской Федерации сведения.

Контроль за исполнением ГЧП-проектов

  • Порядок контроля    над    исполнением    ГЧП-проектов    будет                     устанавливаться

Правительством РФ.

  • Несмотря на то, что механизм контроля над проектами ГЧП еще детально не разработан, само по себе законодательное закрепление контроля – одно из нововведений ФЗ о ГЧП, так как ФЗ о концессионных соглашениях не предусматривает контроля над исполнением соглашений.

«Дедушкина оговорка»

  • К соглашениям, заключенным до вступления в силу ФЗ о ГЧП, будут применяться положения законов субъектов РФ и муниципальных образований о ГЧП. Такие соглашения действуют до окончания срока их действия на условиях, на которых они были заключены.

 

 


separator